ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ НАУКИ РАН
На главнуюПочтаIn English
ИПРАН РАН
Электронная библиотека
Словарь Глоссарий статистических терминов

Экспресс-цифра

->19.11.2019
Квалификационный уровень исследователей, работающих в академических организациях, является довольно высоким. Численность докторов наук...
->21.10.2019
Удельный вес численности персонала академических организаций составил в 2017 г. 17,3% от общей численности персонала...



Электронное издание Наука за рубежом

Яндекс.Метрика


Медиа-проекты Института проблем развития науки РАН
Science-TV Facebook Facebook

Роль науки в модернизации России

Член-корреспондент РАН Л. Э. МИНДЕЛИ (ИПРАН РАН)

Под процессом модернизации России понимается стратегия обновления, ликвидации отсталости, выхода на современный, сравнимый с передовыми странами уровень конкурентоспособности, устойчивые темпы социально-экономического развития, высокий уровень жизни, расширенное воспроизводство человеческого потенциала, бережное отношение к природе, защиту прав граждан, развитие демократии и правопорядка. Ориентация страны на модернизацию связана с радикальными преобразованиями в социальном устройстве, политической деятельности, общественной психологии и других сферах жизни общества. Все это предполагает органичное включение экономики страны в новейшие мировые инновационные процессы, интеграцию в мировую экономику, интенсивное использование широкого круга нововведений во всех сферах общественной жизни, которые невозможны без соответствующих инвестиций, тесного взаимодействия государства и бизнеса, оптимального использования результатов научно-технологической и интеллектуальной деятельности.

Пока же Россия имеет лучшие позиции в области научных исследований, чем в их дальнейшей реализации в виде ноу-хау, промышленных образцов и товарных знаков (например, к 2010 г. разрыв между импортом и экспортом технологий составил 22,4 млрд руб., к 2007 г. он был 11,9 млрд руб.). Таким образом, в сфере внешней торговли технологиями находит отражение старая болезнь российской экономики: непомерно длинный путь от научных исследований до прикладных разработок и тем более до их внедрения в производство. Процесс внедрения передовых производственных технологий занимает от трех до десяти и более лет. Со своей стороны, сектор генерации знаний должен обладать способностью гибко реагировать на новые мировые тенденции и потребности национальной экономики и общества, обеспечивать тесное взаимодействие между научно-исследовательской сферой и сектором высшего образования, а также эффективно осуществлять коммерциализацию новых технологических решений.

Достичь целей модернизации возможно лишь опираясь на научные знания, на интеллектуальный капитал общества и его творческий потенциал, на систему эффективной подготовки как научных кадров, так и квалифицированного технического персонала. Однако самая серьезная проблема в России заключается в невостребованности результатов исследований и разработок со стороны предпринимательского сектора экономики, что негативно скажется и на сроках проведения модернизации. Предлагаемые научными организациями отдельные научные результаты, даже мирового уровня, не находят применения вследствие общей низкой российской восприимчивости к инновациям. Частный бизнес неохотно идет в инновационные отрасли, находя более прибыльные сферы приложения капитала. Отсутствие стимулирующих мер и слабость конкуренции сдерживают перераспределение капитала из сырьевых отраслей в наукоемкое производство, а также использование новых технологий и освоение инновационной продукции. Как следствие для России опасной тенденцией стало хроническое обеднение ассортимента экспорта, в котором основное место принадлежит углеводородам, а доля высокотехнологичной продукции составляет лишь примерно 9 %, и это в основном экспорт вооружений. Следует также подчеркнуть, что доходы от экспорта сырья могут и должны направляться в сферу производства и способствовать её инновационному развитию. При этом нельзя ориентироваться только на импорт зарубежных технологий. Без планирования и осуществления собственных технологических прорывов проведение модернизации в России, на наш взгляд, невозможно.

Как показывает зарубежный опыт, для успешного проведения модернизации необходимы наличие общей воли и понимания целей данного процесса всем обществом, а не только отдельными представителями государственной власти. Вместе с тем, и так называемое “ручное управление” нельзя полностью исключать. Россия - специфическая страна со своей во многом уникальной историей развития, в которой человеческий фактор всегда играл существенную роль (вспомним Ивана Грозного, Петра I, Ленина, Горбачева и Ельцина). Переносить зарубежный опыт на российскую почву следует очень осторожно, поскольку необходимо учитывать как особенности среды, в которой он формировался (западноевропейской, американской и т.д.), так и российскую специфику. Это относится и к имеющимся в правительственных кругах проектам переноса центра тяжести научных исследований для решения задач модернизации в образовательные структуры, не обладающие пока необходимой для этого инфраструктурой и, что более важно, научными школами (которые, как известно, составляют основу научно-исследовательской деятельности и формируются десятилетиями). За образец берутся США, где имеется сеть университетов, выполняющих львиную долю фундаментальных исследований, а национальные академии являются добровольными общественными организациями, не состоящими на бюджетном финансировании. Наука в Западной Европе (а затем и в США) исторически возникла при университетах как научно-образовательных комплексах. Российская же академия наук была создана по инициативе Петра I именно как научное учреждение. И до сих пор здесь, несмотря на все прошлые и настоящие проблемы, сосредоточены наиболее квалифицированные и признанные мировым научным сообществом исследовательские кадры. Представляется, что государственная политика должна быть направлена на повышение роли фундаментальной науки в решении задач модернизации, а академический сектор при этом должен сохранить позиции ведущего научно-исследовательского центра страны.

На английском языке статья опубликована в Baltic Rim Economies 1/2012.
(Electronic Publications of Pan-European Institute 4/2012)

Оригинальный текст статьи на англ. языке: The role of science in Russia’s modernization (by Levan Mindeli)

Copyright © 2010–2019 ИПРАН РАН.
Все права защищены.

| Об институте | Деятельность | Международное сотрудничество | Публикации | Избранные статьи | Контактная информация |