ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ НАУКИ РАН
На главнуюПочтаIn English
ИПРАН РАН
Электронная библиотека
Словарь Глоссарий статистических терминов

Экспресс-цифра

->19.11.2019
Квалификационный уровень исследователей, работающих в академических организациях, является довольно высоким. Численность докторов наук...
->21.10.2019
Удельный вес численности персонала академических организаций составил в 2017 г. 17,3% от общей численности персонала...



Электронное издание Наука за рубежом

Яндекс.Метрика


Медиа-проекты Института проблем развития науки РАН
Science-TV Facebook Facebook

Инновационные вызовы для системы образования в условиях экономики знаний*

В. В. Захарьев, научный сотрудник, Институт научно-инновационных и социально-экономических программ (ИНИСЭП)

В статье рассматривается необходимость трансформации системы образования и подготовки кадров с учетом новых требований, предъявляемых к работникам в экономике, основанной на знаниях. Подчеркивается, что для обеспечения конкурентоспособности рабочей силы необходимо применение модели непрерывного образования. В этой связи рассматриваются такие вопросы, как возрастающая роль частного сектора в предоставлении образовательных услуг и связанные с этим вопросы государственно-частного партнерства, необходимость развития гибких форм обучения и соответствующих методов управления и финансирования, возможности использования ИКТ в образовательном процессе.

This paper is based on the idea of the necessity of transformation of the national education systems, taking into account challenges, that countries face in transformation their economies to knowledge-based type. In this respect it is outlined, that in order to provide the economy with competitive workforce, it is crucially important to establish the life-long learning system within the country. In this regard following issues are emphasized: the growing role of private sector in providing education services, the public-private cooperation in this area, the necessity of creating more flexible education forms, developing their governance and financing, the role oflCTin the life-long learning process.

This paper has been prepared within the project No. 06-02-04074a “Developing System of Knowledge Economy Indicators on the Base of Best Foreign Practices in Formation of Innovation Economy”, supported by the Russian Foundation for Humanities.

Экономика знаний развивается, благодаря преимущественному использованию идей по сравнению с применением традиционных факторов производства — труда и капитала. Знания создаются и воплощаются в инновационных продуктах, товарах и услугах. Продуктовые циклы становятся короче, потребность в инновациях возрастает. В глобальных масштабах экономика, основанная на знаниях, трансформирует спрос на рынке труда во всем мире. Не только к работникам предъявляются новые требования, но и обычные граждане испытывают потребность в пополнении знаний независимо от полученного прежде образования и социального статуса.

Предоставление обществу таких знаний и навыков требует создания новой модели системы образования и подготовки кадров — модели обучения на протяжении жизни, или модели непрерывного образования. Эта модель подразумевает, что человек обучается с раннего детства и до ухода на пенсию.

Сюда включается как формальное образование (школы, образовательные учреждения, университеты) и неформальное образование (навыки, полученные от членов семьи или других лиц), так и приобретение профессиональных навыков и компетенций в процессе практической работы.

Обучение на протяжении жизни является крайне важным для профессиональной подготовки работников в условиях глобальной конкуренции. Не меньшую значимость имеют и социальные аспекты непрерывного образования. Существует прямая зависимость между улучшением профессиональных навыков и ростом гражданской ответственности. Образование и обучение также улучшают социальную адаптацию индивида, снижают уровень преступности и совершенствует распределение доходов.

По сравнению с индустриально развитым миром развивающиеся страны и страны с переходной экономикой могут быть выброшены на обочину глобальной конкуренции, если системы образования в таких странах не будут своевременно адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Для этих стран актуальным является замена существующего механического образования, основанного на усвоении набора информации и ориентированного на преподавателя, на новый тип обучения, целью которого является создание, применение, анализ и синтез знаний, а также совместное обучение на протяжении жизни.

Активизация частного сектора образования в экономике знаний

В традиционных отраслях промышленности, большинство профессий требуют от работников совершения рутинных действий, которые, в основной своей массе остаются постоянными на протяжении длительного времени. Большая часть практического обучения происходит тогда, когда человек только приступает к новой работе. В условиях экономики знаний работники постоянно ощущают необходимость в приобретении новых навыков. Компании более не полагаются исключительно на новых выпускников или на новых участников рынка труда как на основной источник новых навыков и знаний. Предприниматели все чаще отдают предпочтение такому персоналу, который хочет и способен учиться на протяжении всей своей профессиональной деятельности.

Традиционно основную часть образовательных услуг предоставляет государственный сектор образования. В настоящее время в этой области прослеживаются новые тенденции. Во многих странах, имеющих средний уровень душевого дохода, наблюдается рост частного сектора образования, восполняющего пробелы, существующие в системе государственного образования. Пример некоторых стремительно развивающихся стран, таких как Бразилия и Китай, показывает, что в первом случае, с 1995 года количество студентов возросло на 70%, причем большую часть этого роста составили лица, поступившие в частные колледжи и университеты и на долю которых, по последним данным, приходится 71% всех получающих высшее образование. В Китае только во второй половине 1990-х годов было основано 500 образовательных учреждений, предоставляющих услуги высшего образования.

Частный сектор образования растет и в странах с переходной экономикой, которые относительно недавно расстались с плановой экономической системой. В Польше, например, насчитывается 195 частных учреждений высшего образования, в которых обучаются более 377 тыс. студентов.

Новые агенты предоставления образовательных услуг — частные репетиторы, виртуальные университеты, международные поставщики услуг по образованию, корпоративные университеты, образовательные издатели, агенты по предоставлению образовательного контента и медиа-компании, — начали серьезно дополнять и, в некоторых случаях, даже конкурировать с государственными образовательными учреждениями.

Такой рост частного сектора образовательных услуг отражает не только растущий спрос на более разнообразное и качественное образование, но и неудовлетворенность традиционной системой образования и подготовки кадров.

Важной тенденцией является и рост расходов на образование со стороны корпоративного сектора. Все больше затрат осуществляется крупными компаниями для обеспечения и поддержания конкурентоспособности в глобальной экономике, основанной на знаниях. Так, по данным Всемирного Банка, в 2002 году корпоративные затраты на обучение персонала составили $28 млрд, против $18 млрд, затраченных в 1997 году.

Переход к гибким моделям обучения

Для того чтобы быть успешным в экономике знаний человеку необходимо обладать довольно обширным набором навыков и компетенций. К традиционному академическому набору навыков, таких как грамотность, знание иностранных языков, математики, все более необходимым становится способность к самостоятельной исследовательской работе и самообучению, а также умение использовать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Работники должны эффективно применять свои компетенции, действовать независимо, уметь быстро реагировать на изменение ситуации, а также обладать способностью вливаться и функционировать в социально гетерогенных группах, работать в командах, составленных из представителей разных профессий.

Необходимо отметить, что в глобализированной экономике системы образования в промышленно развитых странах и остальном мире находятся на разных уровнях развития. В большинстве развивающихся стран, предоставляемое образование не соответствует современным требованиям глобальной экономики знаний.

Охват изучаемых предметов недостаточный, при доступе к нему не обеспечено соблюдение принципов равенства (в особенности это относится к третичному (высшему) образованию и обучению возрастных работников), а качество образования низкое. Грамотность среди взрослого населения далека от всеобщей, и лишь немногие дети заканчивают базовый курс образования. Сопоставительный анализ данных исследований, которые были проведены среди учеников разных стран, получающих среднее образование в области математики и естественных наук, показывают, что в странах с развивающейся и переходной экономикой уровень подготовки значительно отстает, особенно это касается тестов на умение применять и использовать полученные знания. Кроме того, для стран Восточной Европы и Центральной Азии, переходящих к рыночным режимам функционирования, качество образования зачастую не отличается гибкостью. В некоторых азиатских государствах механическое запоминание (зубрежка), особенности экзаменационных процедур в школах, непомерно высокая стоимость частного образования являются все еще нерешенными проблемами образовательной политики.

Традиционные модели обучения отличаются от методов непрерывного образования во многих важных аспектах (см. таблицу).

Традиционное обучение

Обучение на протяжении жизни

1. Источником знаний выступает учитель

1. Преподаватели служат направляющим механизмом к источникам информации

2. Обучающиеся получают знания от учителя

2. Обучение происходит посредством осуществления какой-либо конкретной деятельности

3. Обучающиеся работают самостоятельно

3. Люди обучаются в группах и учатся друг у друга

4. Тесты порою являются препятствием к переходу студента к другим предметам обучения

4. Оценка результатов осуществляется для выработки дальнейшей стратегии обучения и выявления возможных направлений для дальнейшего обучения с учетом индивидуальных способностей

5. Все учащиеся делают одно и то же

5. Преподаватели разрабатывают индивидуальные планы обучения

6. Учителя проходят только базовую подготовку, а остальные необходимые навыки приобретают “без отрыва от производства”

6. Преподаватели сами обучаются на протяжении жизни, базовое профессиональное обучение и последующее развитие тесно связаны

7. Хорошие”, с точки зрения унифицированного тестового механизма, ученики отбираются и получают возможность для продолжения обучения

7. Люди имеют доступ к обучению на протяжении всей их жизни

В новой модели обучения учителям самим необходимо приобретать новые навыки и обучаться на протяжении жизни для того, чтобы обладать новыми знаниями, свежими педагогическими идеями и технологиями. В быстро меняющихся условиях преподаватели также испытывают потребность сотрудничать друг с другом в рамках профессиональных сетей, связанных с образовательными учреждениями, школами и институтами.

ИКТ могут упростить процесс практического обучения, например, с использованием компьютерных симуляторов. Они также значительно увеличивают спектр информационных ресурсов, доступных обучающимся, изменяя тем самым отношения между преподавателем и студентом. С их помощью может быть облегчен процесс совместного обучения и предоставление “обратной связи” обучающимся.

Однако упрощенный подход к компьютеризации образования недопустим. Недостаточно просто установить компьютеры в образовательных учреждениях. Необходима адекватная политика в области образования, в частности:

а) ИКТ должны использоваться для решения конкретных образовательных задач;

б) необходимо осуществлять значительные инвестиции в обучение преподавателей и менеджеров (управленцев) системы образования;

в) должен быть в наличии квалифицированный технический и вспомогательный персонал;

г) очень важно поддерживать образовательное оборудование в рабочем состоянии и регулярно его модернизировать;

д) в современных условиях становится общим требованием обеспечение доступа в Интернет и к глобальным ресурсам дистанционного образования. Пока еще довольно редко все эти требования одновременно соблюдаются на практике, особенно, в развивающихся странах.

Возрастающее число институтов третичного (высшего) образования предлагает гибкие режимы обучения для удовлетворения потребностей работающего взрослого населения: образование в режиме неполного дня, вечернее обучение, обучение по выходным дням, летние курсы и т. п. Так, в Финляндии число взрослых, обучающихся по продолжительным образовательным программам на третичном уровне, превышает число молодых людей, обучающихся по традиционным программам высшего образования.

Дистанционное образование является одним из методов, посредством которых в различных странах могут предоставляться более гибкие возможности для получения образования. Во многих странах используются интерактивные радио и телевизионные инструкции в начальном образовании. Например, в Мексике телевидение используется для образовательного процесса около 15% младших классов средней школы. В 1990 г. Национальный институт учителей Нигерии подготовил большее число учителей по своей программе дистанционного обучения, чем было выпущено учителей по всем остальным программам в стране вместе взятым. Глобальные сети меняют структуру обучения в университетах и корпоративные образовательные программы. Например, практически во всех крупнейших американских корпорациях используются программы обучения своего персонала на основе ИКТ.

Суммируя сказанное, необходимо подчеркнуть, что, во-первых, экономика знаний предъявляет новые требования к системе образования и подготовки кадров. Во-вторых, по всему миру возрастает роль частных образовательных учреждений в процессе подготовки конкурентоспособной рабочей силы. В-третьих, значительно возрастает объем затрат на образование в глобальном масштабе. В-четвертых, большинство развивающихся стран и стран с переходной экономикой отстает от передовых стран, продолжая предлагать традиционные системы обучения. В то же время современные вызовы экономики и конкуренции предъявляют традиционному образовательному процессу требование большей гибкости. Один из способов достижения такой гибкости выступает дистанционное образование с использованием ИКТ.

Управление моделями непрерывного обучения

Для создания эффективной системы обучения на протяжении жизни необходимо внести значительные изменения не только в способы управления системой образования и подготовки кадров, но и в механизмы ее финансирования. Если во второй половине прошедшего века государственная политика многих про-мышленно развитых стран фокусировалась на бюджетной поддержке и предоставлении образовательных услуг, то в настоящее время происходят процессы, направленные на создание более гибких схем и большего разнообразия государственного регулирования в области образования и подготовки кадров. Они включают активные институциональные действия — законодательные инициативы и правительственные постановления, распоряжения по обеспечению координированных действий министерств, ведомств и других институциональных единиц, ответственных за проводимую политику в области образования и подготовки кадров. Кроме того, широко применяются механизмы по сертификации достижений обучающихся, статистическому и социологическому мониторингу процессов в области образования и обучения, используется политика определения и реализации приоритетных направлений, по которым должно проводиться обучение, с привлечением различных механизмов стимулирования.

На качественно новый уровень выходит сотрудничество государственных образовательных учреждений с частным сектором и гражданским обществом. Активность частного сектора предоставлена как традиционными формами (владение частными школами и обеспечение их функционирования, включая различные виды добровольных пожертвований — средств обучения, книг и учебных пособий, материалов и оборудования), так и новыми формами партнерства с государством (управление государственными школами по контракту). Частный корпоративный сектор также организует обучение своих сотрудников, тем самым, внося свой вклад в формирование стандартов занятости и требуемых профессиональных навыков.

Практически во всех странах достигнуто понимание необходимости постоянного взаимодействия между различными уровнями управления образованием — на федеральном, региональном и локальном уровнях. В некоторых странах, например в Германии и Южной Кореи, такая координация действий была обеспечена путем объединения департаментов, ответственных за образование и подготовку кадров, на всех уровнях. В отличие от них, в некоторых развивающихся странах управление образовательными учреждениями построено по отраслевому принципу. Отраслевые министерства и ведомства сами осуществляют функции надзора, управления и финансирования обучения в соответствующих этим отраслям учебных заведениях. В этих случаях, конкуренция между ведомствами за ограниченное количество ресурсов не позволяет осуществлять сотрудничество на должном уровне, препятствуя тем самым предоставлению высококачественного обучения и равного доступа к нему всех граждан.

В современных условиях необходимо учитывать, что для обеспечения экономики конкурентоспособной рабочей силой необходим регулярный и эффективный мониторинг результатов обучения молодых специалистов. Системы оценки качества предоставляемого образования должны учитывать множество формальных и неформальных условий, в которых происходит образовательный процесс. Кроме того, необходим адекватный мониторинг изменений на рынке труда. В противном случае будут возникать значительные дисбалансы между спросом и предложением рабочей силы, лишающие выпускников возможности применить вновь приобретенные знания и навыки. Эффективные учебные заведения должны обеспечивать своих выпускников информацией о деятельности и вакансиях потенциальных работодателей, для чего необходимы соответствующие партнерские контакты между частным бизнесом и образовательными учреждениями.

Немаловажную роль в эффективных образовательных системах играет фактор мобильности. В новых условиях необходимо предоставлять обучающимся возможность без дополнительных препятствий перемещаться по различным типам и уровням сферы образования. Например, в Намибии, Новой Зеландии, Южной Африке и Великобритании существуют национальные системы квалификаций, которые задают необходимые стандарты компетенции для различных институтов. В США студенты колледжей и университетов могут переводить полученные кредиты на образование из одного учреждения в другое. На территории стран Европейского союза в рамках Болонского процесса внедряется общеевропейские соглашение по эквивалентам и механизмам обеспечения качества образования.

В некоторых промышленно развитых и развивающихся странах вводится система аккредитации институтов на основе показателей их результативности (таких, как уровень подготовки выпускников), а не на основе показателей их материально-технической оснащенности (таких, как количество книг в библиотеке или на факультете). В отдельных странах от частных средних школ, чтобы быть аккредитованными, требуется, чтобы определенное количество их выпускников успешно сдали вступительные экзамены в университеты (справедливости ради следует отметить, что во многом это требование пока еще формально и редко применяется на практике). В Армении, для получения аккредитации, определенное количество студентов частных институтов высшего образования (около 50%) должны сдать обязательный выпускной экзамен, соответствующий утвержденным на правительственном уровне нормативам. Для государственных университетов это правило не применяется. Все чаще встречается принцип определения объемов финансирования институтов в зависимости от их результативности.

Финансирование обучения на протяжении жизни

Более продолжительное и высококачественное образование и обучение на протяжении жизни требует гораздо больших затрат, нежели получение единовременного образования, а выделяемые из государственного бюджета средства должны использоваться более эффективно и разнонаправлено. Государственный бюджет в отдельно взятой стране не может покрыть все формы и виды обучения, на которые существует спрос на рынке образовательных услуг. Помимо бюджета часть бремени расходов на образование несет не только корпоративный частный сек тор, но и население в той мере, в которой оно готово оплачивать свои потребности в обучении. Необходимо обоснованное и стабильное сочетание государственного и частного финансирования процесса образования и подготовки кадров.

Во многих развитых странах сложилась следующая схема участия государства и частного сектора в расходах на образование. Государство должно взять на себя финансирование таких этапов обучения на протяжении жизни, которые влекут за собой значительные социальные эффекты и которые превосходят по отдаче частные выгоды обучающихся (например, начальное образование). Частный сектор должен участвовать в финансировании инвестиций, для которых высока частная отдача (например, большая часть высшего образования и последующего обучения). Государственная поддержка последующего за начальным, среднего образования должна сосредотачиваться на группах лиц с низким достатком, общественно изолированных группах и других категориях лиц, для которых существуют высокие препятствия к получению образования.

Лица, ответственные за выработку и воплощение в жизнь политики в области образования и подготовки кадров должны определить и обеспечить определенные схемы поддержки образовательных услуг. Они могут включать субсидии, займы по типу ипотечных кредитов, инвестиционные контракты в человеческий капитал, специальную налоговая политика в отношении выпускников учебных заведений, регулирование размеров годовых выплат по полученным кредитам в зависимости от уровня дохода, индивидуальные целевые счета для получения образования и т. п. Вне зависимости от того, какие механизмы используются, необходимо соблюдать принципы разделения издержек и субсидирования образования. Субсидии могут являться основным источником финансирования образования для групп граждан с низким уровнем дохода. Для групп с высоким уровнем доходов, финансирование может осуществляться в форме займов с рыночными процентными ставками, размер которых учитывает уровень доходов заемщика.

Некоторые перспективы

Требования, предъявляемые к развитию системы непрерывного обучения значительны, и большинство стран не имеют достаточных финансовых и административных ресурсов для воплощения всех элементов системы единовременно. Соответственно, каждая страна должна разработать свою стратегию для систематического и согласованного достижения поставленной цели с учетом своей специфики и выбранных приоритетов.

Одним из путей, по которому можно выстраивать политику движения к поставленной цели является определение точки отсчета, по отношению к которой будут измеряться результаты процесса движения к организации системы обучения на протяжении жизни. Разработка соответствующих методов определения расчетных показателей — задача ближайшего будущего. Используемые в настоящее время показатели, такие как общая численность обучающихся в образовательных учреждениях и доля расходов на образование из федерального бюджета в процентах к ВВП не учитывают важных аспектов процесса непрерывного образования. Показатель общей численности обучающихся скорее отражает ресурсы, нежели результаты по приобретению общих или других навыков. Традиционные показатели также не учитывают неформальное образование и приобретение профессиональных навыков и компетенций в процессе практической работы, которые приобретают все большую значимость с точки зрения обеспечения экономики конкурентоспособной рабочей силой.

Организация процесса мягких последовательных реформ необходима для углубления проводимой фундаментальной трансформации образовательного процесса. Единовременная крупномасштабная реформа вряд ли применима в условиях экономики знаний с ее непрерывным трансформирующим воздействием на общество. Реформы и изменения должны осуществляться в первую очередь на уровне функционирования отдельных институтов образования. При этом проводимые трансформации должны опираться на поддержку “держателей интересов” в области образования.

* Статья подготовлена при поддержке проекта РГНФ 06-02-04074а «Формирование системы индикаторов экономики зна¬ний на основе изучения зарубежного опыта развития иннова¬ционной экономики».

Литература

  1. David N. Ashton. E-Learning: Has the Bubble Burst and Just What Is it Good for Univeristy of Leicester, Centre for Labour Market Studies, United Kingdom.
  2. Beverley A. Carlson. Education and the Labour Market in Latin America: Why Measurement Is Important and What it Tells Us about Policies, Reforms, and Performance. Economic Commission for Latin America and Caribbean (CEPAL), Santiago, Chile, 2001.
  3. Andy Cawthera. Computers in Secondary Schools in Developing Countries: Costs and Other Issues. DFID Education Research Paper. London: Department for International Development, 2001.
  4. Helen J., et. all. Teacher Development: Making an Impact. USAID and World Bank, Washington, D.C., 1998.
  5. Glen M. Farrell. The Changing Faces of Virtual Education. Vancouver: Commonwealth of Learning, ed. 2001.

Статья опубликована в Журнале об инновационной деятельности "Инновации", 04 (102), апрель, 2007.

Copyright © 2010–2019 ИПРАН РАН.
Все права защищены.

| Об институте | Деятельность | Международное сотрудничество | Публикации | Избранные статьи | Контактная информация |