ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ НАУКИ РАН
На главнуюПочтаIn English
ИПРАН РАН
Электронная библиотека
Словарь Глоссарий статистических терминов

Экспресс-цифра

->19.11.2019
Квалификационный уровень исследователей, работающих в академических организациях, является довольно высоким. Численность докторов наук...
->21.10.2019
Удельный вес численности персонала академических организаций составил в 2017 г. 17,3% от общей численности персонала...



Электронное издание Наука за рубежом

Яндекс.Метрика


Медиа-проекты Института проблем развития науки РАН
Science-TV Facebook Facebook

О мероприятиях по интеграции результатов фундаментальной науки в процесс создания инновационных технологий, продуктов и услуг1

Миндели Л.Э., директор ИПРАН РАН, член-корреспондент РАН, д.э.н., профессор, Остапюк С.Ф., в.н.с., ИПРАН РАН, д.э.н., профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова, Васин В.А., в.н.с., ИПРАН РАН, к.э.н.

Аннотация. Рассмотрены пути и перспективы интеграции результатов фундаментальной науки в процесс создания инновационных технологий, продуктов и услуг современной России.
Abstract. The ways and prospects of the results integration of the basic science in the creation of innovative technologies, products and services of modern Russia are considered.

Ключевые слова: фундаментальная наука, развитие научных учреждений, мероприятия стратегии развития фундаментальных исследований.
Keywords: basic science, the development of scientific institutions, events strategy of basic research

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 308-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки” (далее - Закон об интеграции) [1] дал право научной организации и образовательному учреждению высшего профессионального образования осуществлять между собой сотрудничество и координацию своей деятельности, в том числе, на договорной основе, а также путем создания объединений научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования в форме ассоциаций или союзов.

В нормативных правовых актах по вопросам интеграции образования и науки [2-5], на наш взгляд, должны быть урегулированы следующие задачи: четко определена цель и задачи субъектов процесса интеграции; правоотношения между всеми участниками процесса интеграции, обеспечивающие возможность эффективного решения стоящих перед ними задач; специфика каждой из форм интеграции (базовая кафедра, научно-образовательный центр и т.д.); меры и механизмы государственной поддержки процесса интеграции.

Для содействия интеграции представителей фундаментальной науки и инновационной сферы, прежде всего, необходимо:

  • совершенствовать нормативную правовую базу участия организаций фунда-ментальной науки в создании и коммерциализации инновационной техники и технологий;
  • обеспечить максимально возможную согласованность приоритетов развития исследовательской, научно-технологической и инновационной сфер деятельности;
  • органически встроить научно-техническую и инновационную политику в общую стратегию социально-экономического развития для обеспечения симбиоза стратегических ориентиров и текущих задач научно-технического и инновационного развития;
  • обеспечить ведущую роль государства в создании условий для разработки и использования передовых наукоемких технологий, основанных на достижениях российской фундаментальной науки;
  • обоснованно сочетать прямую поддержку научно-технических и инноии и косвенное (налоговое, таможенное и т.п.) стимулирование научно-производственной интеграции;
  • ориентировать созданные и формирующиеся государственные институты развития на тесное взаимовыгодное взаимодействие с фундаментальной наукой;
  • повысить результативность и отдачу от вложенных бюджетных средств на проведение фундаментальных исследований, обеспеченность технологических составляющих национальной безопасности за счет результатов российской фундаментальной науки;
  • сформировать инновационные пояса вокруг академических институтов, университетов и других бюджетных структур, проводящих фундаментальные исследования;
  • проводить постоянный мониторинг и прогнозирование развития отечественных и мировых тенденций формирования нового образа фундаментальной науки и ее взаимосвязей с социально-экономической средой.

В качестве предпосылок активизации участия фундаментальной науки в интеграционных процессах инновационного развития страны следует [6]:

  • представителям научного сообщества, бизнеса, высшей школы и заинтересованных органов исполнительной власти выработать приоритеты в области развития науки, техники и технологий и “дорожных карт” их реализации, обеспеченных необходимыми ресурсами по стадиям научно-инновационного цикла;
  • сформировать долгосрочные механизмы дополнительного поступления ресурсов на фундаментальные исследования за счет коммерциализации инновационной продукции и технологий;
  • развить систему конкурсного финансирования фундаментальных исследований с высоким инновационным потенциалом;
  • создать условия для широкого охвата фундаментальных исследований механизмами венчурного финансирования;
  • расширить опытно-экспериментальную базу научных организаций, в том числе, за счет совместных усилий государства и бизнеса;
  • создать условия для повышения мобильности и территориальной ротации кадров научно-технической сферы деятельности;
  • наращивать и совершенствовать работу каналов информирования ученых и инно ваторов о перспективных результатах и “нишах” инновационного развития;
  • провести структурные преобразования в системе управления академическим сектором науки, стимулирующие укрепление связи результатов труда ученых с потребностями реального сектора экономики.

Для трансфера результатов фундаментальной науки в инновационно-технологическую сферу деятельности первостепенное значение приобретает развитие следующих форм кооперации организаций фундаментальной науки и инновационной сферы:

  • широкое привлечение научных и инновационных структур к выработке и реализации государственной политики, крупномасштабных программ и проектов в научно-технической и инновационной сферах деятельности;
  • создание своего рода государственных “зонтов” для обеспечения эффективной интеграции организаций науки, бизнеса и образования, включая многосторонние соглашения, страхование, техническое регулирование, стандартизацию и т.д.;
  • выработка комплекса преференций для негосударственных структур, участвующих в реализации проектов в области государственных приоритетов в сфере науки, техники и технологий;
  • формирование под эгидой государства различного рода сетей организаций научно-инновационной направленности (например, организаций национальной нанотехнологической сети и т.д.);
  • выработка мер по привлечению представителей фундаментальной науки к участию в инновационных альянсах крупных фирм, кооперации с организациями малого и среднего бизнеса;
  • обоснованное объединение на временной основе ресурсов организаций фундаментальной науки и инновационно-технологической сферы деятельности для решения актуальных задач научно-инновационного и социально-экономического развития;
  • формирование и функционирование различных интеграционных структур (технологических платформ, центров компетенций и др.), площадок для контактов исследователей с представителями различных сфер деятельности, обеспечивающих переплетение субкультур исследовательской и инновационной деятельности;
  • усиление процессов учебно-научно-производственной интеграции, вовлечение студентов, аспирантов, молодых ученых в разработку и реализацию научно-технических и инновационных проектов и программ;
  • перекрестное заимствование лучших исследовательских и инновационных практик организаций государственного и негосударственного секторов деятельности;
  • формирование и развитие государственной инфраструктуры, обеспечивающей возможность эффективного взаимодействия организаций науки, образования и предприятий;
  • создание в бюджетных научных учреждениях специализированных подразделений, обеспечивающих контакты с инновационными структурами;
  • развитие практики размещения государственных заказов на создание инновационной продукции, технологий и услуг, воплощающих достижения отечественной фундаментальной науки и практики, государственного сопровождения частных инвестиций в научно-инновационные проекты высокой социальной значимости;
  • проведение государственными структурами научно-технических разработок межотраслевого, доконкурентного характера в интересах и по запросам инновационного бизнеса.

В условиях дифференциации потребностей и ресурсных возможностей регионов страны важно акцентировать пространственные аспекты научно-инновационных взаимодействий участников интеграционных процессов. В рассматриваемом ракурсе на первый план выступает:

  • разработка региональных прогнозов научно-технического и инновационного развития, приоритетов и ориентиров региональной научно-инновационной кооперации;
  • обеспечение единства элементов национального научно-инновационного пространства, позволяющего транслировать научные достижения в производственные и социальные структуры регионов;
  • создание научно-инновационной базы для формирования региональных “полюсов конкурентоспособности”, региональных инновационных кластеров;
  • создание условий для территориальной мобильности ученых и специалистов, активного участия исследовательских учреждений в формировании региональных инновационных потенциалов;
  • стимулирование межрегионального сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах деятельности;
  • разработка программ и проектов инновационного развития территориальных образований с высокой концентрацией научно-исследовательского и инновационного потенциала;
  • полноценное позиционирование фундаментальной науки на территориях инновационного развития, в том числе в проекте “Сколково”.

Усилению роли фундаментальной науки в создании инновационных продукции, технологий и услуг может способствовать взаимовыгодная международная кооперация, в частности:

  • интеграция ведущих исследовательских структур в глобальные международные инновационно-технологические цепочки;
  • включение отечественных структур в международные научно-инновационные программы и сети и др.
  • создание совместных инновационных предприятий, реализующих потенциал российской науки;
  • привлечение зарубежных специалистов к коммерческой “упаковке” результатов отечественных научных исследований;
  • использование научно-технического и кадрового потенциала российских научно-исследовательских организаций и конструкторских бюро для адаптации импортируемых наукоемких технологий. Таким образом, фундаментальная наука

по праву должна сыграть важную роль в формировании и расширенном воспроизводстве национального инновационного потенциала.

Литература:

  1. Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки” от 01.12.2007 N 308-ФЗ.
  2. Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных объектов в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности” от 2 августа 2009 г. № 217 ФЗ.
  3. Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ.
  4. Распоряжение Правительства РФ “Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года” от 8 декабря 2011 №2227-р.
  5. Постановление Правительства РФ “О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства” № 218 от 9 апреля 2010 г.
  6. Васин В.А., Миндели Л.Э. Государственные структуры в формировании, эволюции и взаимодействии национальных инновационных систем. - М.: ИПРАН РАН, 2009.

1 Статья подготовлена по данным анализа опыта интеграции результатов российских фундаментальных исследований в процесс создания инновационных технологий, продуктов и услуг, выполненного ИПРАН РАН по заказу Минобрнауки России в 2012 году в рамках государственного контракта № 13.511.12.1002 от 10.06.2011 г. “Актуализация долгосрочного прогноза направлений фундаментальных исследований”.

Статья опубликована в Журнале "Интеграл", № 5 (67), 2012.

Copyright © 2010–2019 ИПРАН РАН.
Все права защищены.

| Об институте | Деятельность | Международное сотрудничество | Публикации | Избранные статьи | Контактная информация |