ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ НАУКИ РАН
На главнуюПочтаIn English
ИПРАН РАН
Электронная библиотека
Словарь Глоссарий статистических терминов

Экспресс-цифра

->19.11.2019
Квалификационный уровень исследователей, работающих в академических организациях, является довольно высоким. Численность докторов наук...
->21.10.2019
Удельный вес численности персонала академических организаций составил в 2017 г. 17,3% от общей численности персонала...



Электронное издание Наука за рубежом

Яндекс.Метрика


Медиа-проекты Института проблем развития науки РАН
Science-TV Facebook Facebook

Финансово-кредитные механизмы стимулирования инноваций

Черных С.И., д.э.н., проф. (зав. сектором Института проблем развития науки РАН)

Рассмотрены особенности и проблемные вопросы банковского кредитования инноваций. Изложен комплекс рекомендаций по активизации участия коммерческих банков в финансировании инновационных проектов.

Ключевые слова: инновационное развитие, банковское кредитование, лизинг, микрофинансирование.

В условиях нестабильности финансовых рынков, усиления кризисных явлений в экономике традиционные источники финансирования инновационной деятельности во многом становятся недоступными. Анализ инновационной среды Российской Федерации свидетельствует о недостаточности государственного финансирования и нехватке собственных средств предприятий, что должно восполняться внешним инвестированием со стороны банковских и других финансово-кредитных структур. Финансово-кредитный сектор в этом смысле обладает максимальными возможностями при условии всесторонней государственной поддержки как потенциальных инвесторов (в части рефинансирования), так и потенциальных заемщиков (субъектов инновационной деятельности). Массовый приход, например, банков в инновационный процесс способен существенно его ускорить: “если случаи кредитования под инновации станут нормой, то многие актуальные проблемы модернизации страны будут легко разрешимы”[1] .

Банковское кредитование

Исторически кредиты, выдаваемые банками, другими кредитными и финансовыми организациями, являются наиболее важным источником для финансирования растущих отраслей промышленности во многих странах, особенно на ранних стадиях развития компаний.

Банки за рубежом играют очень существенную роль в финансировании инновационного развития. С целью повышения заинтересованности банков в кредитовании инноваций правительства берут на себя значительную долю риска, гарантируя кредиты, предоставляемые коммерческими банками (например, в США Администрация малого бизнеса может гарантировать до 90% ссуды, предоставляемой банком). Кроме того государство использует инструмент льготного налогообложения кредитных организаций, обеспечивающих финансирование исследований и разработок, работ по созданию новой техники.

Во Франции существует специальная программа, по которой предприниматели могут получить необходимый для открытия собственных фирм капитал в виде банковских ссуд по специальной, льготной процентной ставке. Проценты по ссудам освобождаются от налогообложения.

Кроме того, в Западной Европе банки - основные инвесторы в венчурных фондах, в отличие от Соединенных Штатов, где таковыми являются пенсионные фонды, средства частных инвесторов и страховых компаний. Например, в Германии структура источников рискового капитала выглядит следующим образом (в процентах): банки - 44,9; промышленные монополии - 36,8; страховые компании - 7,8; индивидуальные инвесторы - 4,8; государство - 4,3; пенсионные фонды - 1,4. Этот факт имеет большое значение. Банки имеют более короткий инвестиционный горизонт, чем пенсионные фонды и страховые компании, и это влияет на характер осуществляемых инвестиций. Существует точка зрения, что доминирование банков в Европе препятствует развитию индустрии венчурного капитала.

Тем не менее, в России предпочли европейский путь формирования венчурного капитала. В результате основные положения программы региональных венчурных фондов и Российской венчурной компании в принципе повторяют все то, что было сделано в Европе, а также в Израиле, где буквально из ничего была создана венчурная индустрия с годовым объемом инвестиций 4-7 млрд долл. США. Однако ориентация в венчурном бизнесе на банковский сектор у нас в стране не дала пока ощутимых результатов. И вот почему.

Финансово-кредитная деятельность российских коммерческих банков еще оторвана от потребностей инновационной экономики. Они не в состоянии предоставлять отечественным компаниям (как крупным, так и малым) доступ к необходимому финансированию, нередко по причине архаичных процедур кредитования и оценки кредитных рисков. За счет кредитов коммерческих банков финансируется не более 3-4% инновационных проектов, а доля долгосрочных кредитов не превышает 5% общей суммы кредитных вложений в экономику; в то время как в развитых странах доля банковских кредитов как источника финансирования инновационно-активных предприятий составляет 20-40%. Удельный вес заемных средств по некоторым экономическим позициям в России и ряде зарубежных стран представлен в таблице 1.

Таблица 1
Удельный вес заемных средств в пассивах малых и средних предприятий, операциях по покупке жилья и инвестициях в основные фонды (2010 г., проценты)

  Россия США Германия Китай
Пассивы МСП 17,8 33,2 78,2 22,5
Покупка жилья 11,9 82,0 84,5 23,7
Инвестиции в основные фонды 9,4 32,5 41,8 15,3

Источник: Данные Ассоциации российских банков.

Основным недостатком кредитных схем финансирования инновационной деятельности в России являются жесткие требования банков к заемщикам и к направлениям использования заемных средств. Как правило, банки выдают кредиты только заемщикам с успешной кредитной историей и при наличии материальных ресурсов для предоставления их в качестве залога-обеспечения. Более того, каждый кредит является возвратным с четкими сроками исполнения кредитных обязательств, что не всегда приемлемо для кредитования инновационной деятельности предприятий, так как сроки реализации товаров, технологий, услуг на рынок, а также их коммерческий успех не всегда могут быть достаточно спрогнозированы. К тому же крупнейшие банки-кредиторы очень консервативны в выборе потенциальных заемщиков и подвергают их тщательным проверкам, что отражается на увеличении сроков принятия кредитных решений. В целом по данным Ассоциации российских банков традиционными требованиями к заемщикам являются:

- для крупных компаний: выпуск конкурентоспособной на мировых рынках продукции, способность генерировать большой объем позитивных денежных потоков, обладание значительным имущественным комплексом, транспарентность для кредиторов и инвесторов;

- для малых и средних предприятий: наличие стабильного рынка сбыта внутри страны, обладание многолетней положительной кредитной историей и безупречной репутацией, наличие поддержки со стороны государства, региональных и муниципальных органов власти, способность адаптироваться под потребности рынка.

Естественно, что при таких требованиях инновационно-активные предприятия вынуждены использовать кредитные ресурсы в очень ограниченном объеме и только под проекты с высокой коммерческой реализуемостью либо под конкретные заказы на выпуск уже разработанной продукции.

Кризис усугубил эти тревожные тенденции. Под его влиянием банки практически свернули программы кредитования, что привело к недостатку оборотных средств у их клиентов. Повсеместно изменились условия предоставления кредита - ужесточились требования к залогу, сократились сроки предоставляемых кредитов, увеличились процентные ставки. Если ранее кредиты предоставлялись банками на сроки 3-5 лет, то на сегодняшний момент кредит можно получить на срок от 6 до 12 месяцев, что является неприемлемым условием для предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. Все это не могло не сказаться на общих показателях банковского кредитования: к 2008 г. доля банковских кредитов в общем объеме инвестиций достигла 12 % (2000 г. – 2,5 %), в 2010 г. она снизилась до 9,4 % (рисунок 1).

Кроме того, усиливается так называемый кредитно-депозитный дисбаланс: по данным РСПП в 2010 г. темпы роста банковских вкладов физических лиц составили 31,2 %, в то время как кредитование юридических лиц выросло лишь на 12,6 %.

Рисунок 1
Доля банковских кредитов в общем объёме инвестиций

Доля банковских кредитов в общем объёме инвестиций

Источники: Росстат, ЮниКредит Банк

Серьезной проблемой являются и процентные ставки за пользование кредитом. Выступая на заседании Государственной думы 24 сентября 2010 г., Председатель Центрального банка РФ С. Игнатьев сказал, что средневзвешанная процентная ставка по кредитам в рублях нефинансовым организациям на срок до одного года снизилась с 13,7 процента в декабре 2009 г. до 10,5 процента в июле 2010 г. В августе эта ставка, по его словам, составила уже 10 процентов. На это депутаты ему возразили, что по данным комитета по экономической политике малый бизнес сейчас кредитуется в среднем под 15,5 процентов годовых. Еще хуже ситуация с кредитованием сельского хозяйства. ОАО “Россельхозбанк” заключил двести тридцать кредитных договоров с семнадцатью группами компаний и их аффилированными юридическими лицами под среднюю ставку 17,5 процентов. И это при ставке рефинансирования ЦБ РФ в 7,75 процента. Кроме того, сейчас все еще применяются очень жесткие требования к заемщикам, которые имели место в период разгара кризиса. Тогда банки брали 1 процент от суммы кредита за открытие кредитной линии, заставляли страховать залоги, применяя пониженные коэффициенты – 0,5–0,4 - к стоимости залога [2].

Что можно сделать для исправления данной ситуации?

Банки - достаточно консервативные “перестраховочные” институты, поэтому одной из важнейших задач при организации участия банков в финансировании инновационной деятельности является минимизация их рисков. Вполне допустимым при этом является разумное распределение рисков между кредитными организациями и государством. Эта возможность касается создания оптимальных условий формирования резервов под возможные потери по ссудам. Полный объем резервов по рискам, принятым банком, должен учитываться при определении налоговой базы. Также необходимо учитывать при налогообложении банков их участие в инновационных и инвестиционных процессах предприятий.

Существенным в сфере управления банковскими рисками является вопрос повышения эффективности залоговых прав. Залог - это способ обеспечения обязательств заемщика по кредитному договору. Широкому распространению залога в банковской практике способствовало продвижение данного способа обеспечения обязательств со стороны Банка России. В частности, это выражается в повышении нормативных требований резервирования по необеспеченным ссудам. На практике же залог как средство защиты интересов кредитора носит относительно условный характер. Например, банки могут использовать залог не в качестве реального пути возврата денежных средств, а в целях соблюдения нормативных требований Банка России.

Необходимо отметить, что не формальная, а реальная работа с залогами является весьма сложной областью банковского менеджмента, так как находится на стыке различных областей знаний и требует навыков использования методов математического моделирования, прогнозирования, применения элементов стратегического, финансового и инвестиционного менеджмента, знания специфики различных видов деятельности.

Представляется, что у нас необходимо использовать зарубежный опыт банковского кредитования под залог объектов интеллектуальной собственности (ОИС), а также соответствующие схемы кредитования. Реализация подобных схем позволит, с одной стороны, заемщику - высокотехнологичному предприятию повысить эффективность управления своим капиталом в части, касающейся ОИС. С другой стороны, банк-кредитор, предлагая такой вид услуг, как кредитование под залог ОИС, может подняться на качественно новый уровень в обслуживании заемщиков.

Как правило, за рубежом кредит под залог прав на объекты интеллектуальной собственности необходим правообладателям для обеспечения полного объема финансирования затрат на опытно-конструкторскую доработку, доведение изобретений и других объектов промышленной собственности до стадии внедрения. В российских условиях, и то с большими оговорками, можно говорить о кредите под залог уже реализованных и приносящих прибыль ОИС. Для реализации данного залогового механизма следует решить вопросы, во-первых, с совершенствованием действующего законодательства по обеспечению прав и баланса интересов субъектов правоотношений, участвующих в создании интеллектуальной собственности; во-вторых, с правильным определением стоимости ОИС и развитием соответствующей оценочной деятельности;

Одним их важных направлений, способствующих расширению банковского участия в инновационных проектах, следует считать представление льгот по налогообложению для банков, осуществляющих долгосрочное кредитование. Например, можно предложить полное освобождение прибыли от налогообложения в случае широкомасштабной инвестиционной деятельности банка, например, когда 50% и более банковских активов направлено на долгосрочное кредитование инноваций.

В целом государству следует принять радикальные меры, направленные на повышение заинтересованности кредитных учреждений в обслуживании инновационной сферы, а именно:

  • перевести коммерческие банки, кредитующие инновационную деятельность, на льготное налогообложение при обеспечении государственных гарантий возврата кредитов с помощью государственных дотаций, субсидий и т.д.;
  • уменьшить размер обязательных резервов в Банке России для коммерческих банков, кредитующих инновационные проекты отечественных предприятий;
  • гарантировать своевременный возврат полученных от коммерческих банков кредитов путем беспроцентного кредитования со стороны Банка России на определенные сроки пролонгирования просроченных кредитов;
  • предоставлять коммерческим банкам для кредитования инновационных процессов целевые ресурсы Банка России по более низким ставкам;
  • провести совершенствование действующего законодательства по обеспечению прав и баланса интересов субъектов правоотношений, участвующих в создании объектов интеллектуальной собственности, с тем, чтобы последние могли выступать в качестве залога при банковском кредитовании инновационных проектов.

Некоторые меры по расширению сферы кредитования инноваций государством уже предпринимаются. Так, с 2010 г. ОАО “Российский банк развития”, входящий в банковскую группу Банка развития-Внешэкономбанка, через банки-партнеры запускает программу “Финансирование для инноваций и модернизации” по доведению средств по двухуровневой системе для малых и средних предприятий (МСП), запускающих производство инновационной продукции (услуг) и (или) реализующих проекты по модернизации своего производства на основе современных технологий.

Вклад МСП в проект должен составлять не менее 15 % от общего объема инвестиций. По данной программе, максимальный размер кредита составляет до 150 млн руб. на срок до 7 лет по ставке ¾ ставки рефинансирования Банка России на день заключения кредитного договора. Стоимость финансирования для МСП: стоимость фондирования РосБР + маржа банка-партнера, определяемая им самостоятельно в зависимости от принимаемого на себя кредитного риска (но не выше 10 % годовых).

Цели такого кредитования:

  • финансирование организации серийного производства (как на вновь создаваемой или арендуемой производственной базе, так и контрактного (fabless));
  • финансирование покупки технологий (патентов и/или лицензий);
  • финансирование покупки нового высокотехнологичного оборудования и программного обеспечения;
  • финансирование сертификации технологических процессов на соответствие современным требованиям и нормам (ISO, GMP и т.д.);
  • финансирование маркетинговых, сервисных и иных сопутствующих расходов.

Поскольку за рубежом банки, как отмечалось, играют серьезную роль в финансировании инновационного развития, постольку объективно возникает вопрос об их привлечении к решению российских задач модернизации. Общие тенденции международной интеграции, в том числе в инновационной сфере, не могут не проявляться на внутреннем рынке банковских услуг. В то же время интересы национальной экономики и обеспечения экономической безопасности требуют сохранения суверенитета в банковской сфере при достижении необходимой интеграции в глобальную финансовую систему. Именно поэтому сфера банковских услуг является наиболее сложной частью все еще продолжающихся переговоров по вступлению России в ВТО. Экономически развитые страны стремятся полностью включить ресурсы своих национальных банковских систем в глобальную финансовую систему, в том числе путем экспансии на российский рынок с его огромным потенциалом. Будут ли банки с зарубежным капиталом помогать нашей экономике в переходе на инновационные рельсы? На наш взгляд, вряд ли. Их полностью устраивает, как и всех иностранных инвесторов, российское статус-кво, обеспечивающее сверхприбыли в отраслях, далеких от решения задач инновационного развития. Здесь можно привести пример отраслевой направленности инвестиций международных венчурных фондов в России – они вместо поиска потенциальных технологических старт-апов фактически переориентировались на ретейл и девелопмент, поскольку в этих секторах у нас в стране традиционно большая прибыльность, что позволяет нивелировать страновые риски [3].

Лизинг

Одним из достаточно эффективных финансовых инструментов инвестирования служит лизинг, представляющий собой альтернативу традиционным формам кредитования и открывающий клиентам доступ к передовой технике в условиях ее быстрого морального старения. Мировой опыт свидетельствует, что бурное развитие лизинга инициируется ускорением темпов инновационного развития. Он оказывается особенно эффективным в отношении дорогостоящей, с наибольшим риском морального износа техники. Так, в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века лизинговый “бум” за рубежом был вызван резко возросшим спросом на электронно-вычислительную технику, наиболее технически прогрессивную и дорогостоящую по тем временам, которая и стала наряду с транспортными средствами первоначальным объектом лизинговой деятельности.

Нынешняя российская практика реализации лизинговых сделок сформировалась исключительно благодаря наличию в налоговом законодательстве льгот, позволяющих лизингу быть крайне эффективным механизмом реализации инвестиционных проектов. Налоговым кодексом РФ регламентируется значительная часть принципиальных вопросов, затрагивающих лизинг. Именно нормы и принципы, отраженные в Налоговом кодексе, во многом сформировали современные “правила игры” на рынке лизинговых услуг. Это касается в первую очередь амортизационной политики, отнесения лизинговых платежей на расходы и т.д. В этой связи у участников лизингового рынка вызывают опаску предложения некоторых государственных органов по возможной отмене ускоренной амортизации и ужесточению налогового законодательства [4].

Основным источником финансирования лизинговых операций являются кредиты банков: в первом полугодии 2010 г. совокупная банковская доля (краткосрочные и долгосрочные кредиты) составляла 76,5 % (таблица 2). Такое положение неслучайно: примерно половина российских лизинговых компаний входит в сферу влияния коммерческих банков, что во многом обуславливает относительную дороговизну лизинга для клиентов по сравнению с покупкой оборудования за счет собственных или кредитных средств.

Таблица 2
Источники финансирования лизинговой деятельности

  1 п. 2008 1 п. 2009 1 п. 2010
Долгосрочные кредиты 65,5 57,8 63,1
Краткосрочные кредиты 11,9 3,4 13,4
Собственные средства 10,8 9,8 8,4
Векселя 2,0 1,4 1,3
Облигации 1,6 1,8 2,0
Займы юр.лиц 5,8 3,5 3,2
Займы физ.лиц 0,1 0,2 0,1
Прочие источники, в т.ч. авансы 2,3 22,1 8,5

Источник: Данные Рейтингового агентства “Эксперт РА” http://www.raexpert.ru/researches/leasing/leasing2010-I/part1/

В период с 1998 по 2007 г. российский лизинговый рынок развивался стремительными темпами. За это время объем лизинговых сделок увеличился почти в 10 раз. Ведущее аналитическое агентство мира, классифицирующее лизинговые рынки, - London Financial Group, повысило лизинговый рейтинг России с 34-го места в мире в 1998 г. до 6-го в 2007 г., а в Европе – с 20-го места до 4-го [5].

Кризис, к сожалению, внес коррективы в эту положительную динамику: в 2008 г. впервые за всю историю спрос на лизинговые услуги упал почти на 20 % по сравнению с предыдущим годом; в 2009 г. объемы нового лизингового бизнеса в России сократились в валютном исчислении на 54 %, а в рублевом – на 43 % по сравнению с 2008 г. [5] Это явилось следствием, в том числе, и чрезмерных рисков, принимаемых на себя лизинговыми компаниями. Вместе с тем, лизинг остается важнейшим источником финансирования внедрения новой техники и технологий. В Программе антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. отмечалась необходимость финансовой поддержки реализации программ инновационного развития и технологического перевооружения через лизинговые компании, которые должны реализовывать проекты по лизингу техники, технологического оборудования и транспортных средств отечественного производства для российских потребителей.

В 2010 г. в рамках мероприятий по развитию лизинга для малых и средних предприятий федеральный бюджет субсидирует часть затрат, связанных с уплатой процентов по лизинговым договорам и уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, кроме того впервые предусмотрено предоставление целевых грантов начинающим субъектам на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования в размере, не превышающем 1,0 млн руб. на одного получателя поддержки - юридического лица или индивидуального предпринимателя.

В настоящее время конкурсной комиссией Минэкономразвития России поддержаны заявки от 49 регионов, направленных на поддержку лизинга, на общую сумму 1 235,791 млн руб., из них соглашения заключены и профинансированы на общую сумму 1 102,951 млн руб. В результате по оценочным данным поддержку по данному направлению получили порядка 400 предпринимателей. С учетом среднего размера поддержки договора лизинга в 1 млн руб., в 2010 г. планируется оказать поддержку не менее 1200 субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета.

Микрофинансирование

Еще одним инструментом кредитной поддержки инноваций является микрофинансирование. Микрофинансирование – это финансовая отрасль, занимающаяся предоставлением базовых финансовых услуг недостаточно обеспеченным физическим и юридическим лицам. Микрофинансирование находится в сегменте финансово-кредитного обслуживания противоположном так называемому private banking - спецобслуживанию состоятельных клиентов. Ключевой частью микрофинансирования является микрокредитование - выдача займов в небольших размерах (обычно до 10 тыс. долл. США). Помимо микрокредитования в микрофинансирование также входят соответствующие страхование, вклады, расчетные системы, денежные переводы и прочие услуги, рассчитанные на небогатых клиентов. Микрофинансирование помогает миллионам людей во всем мире начать свой бизнес, включиться в мир экономических отношений и, как следствие, повысить благосостояние и приобрести определенный иммунитет к кризисам. В 2006 г. создатель первой микрофинансовой организации – банка “Грамин” (основан в 1976 г. в Бангладеш) профессор Мухаммед Юнус получил за свою деятельность Нобелевскую премию мира.

С 2011 г. в нашей стране вступают в силу положения Федерального закона от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”. При обсуждении данного законопроекта в Государственной думе, в частности, отмечалось, что спрос на микрофинансовые услуги в стране составляет около 150 млрд руб. со стороны действующего малого бизнеса и 70 млрд руб. со стороны потенциальных предпринимателей. При этом по экспертным оценкам на начало 2010 г. данный рынок оценивался в части предоставления займов на сумму от 20 до 25 млрд руб., из которых примерно 55 % - это займы, выдаваемые на развитие бизнеса, и 45 % - займы на потребительские нужды [6].

В микрофинансовой бочке меда есть ложка дегтя: процентная ставка по микрокредитам в мировой практике колеблется в диапазоне от 100 до 800 % годовых, что объясняется существенными рисками невозвратов и связанной с ними необходимостью оплачивать услуги страховых и коллекторских компаний. Однако журнал “Профиль” отмечает, что по этому поводу не стоит поддаваться эмоциям: с принятием вышеназванного федерального закона “легализуется и расширяется источник финансирования малого бизнеса, рассчитанный не столько на стартапы (здесь лучше обращаться к госпрограммам), сколько на быструю текущую краткосрочную поддержку. И лучше, чтобы такой источник был, чем чтобы его не было… Чем больше экономики выводится из тени (имеется в виду сеть ростовщиков), тем лучше” [7].

Согласно принятому закону микрофинансовая организация (МФО) - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, предоставляющее займы до одного миллиона рублей. С одной стороны, данная сумма может показаться совсем небольшой, но для начинающего предпринимателя, если можно так выразиться, все средства хороши.

В рамках государственной поддержки развития микрофинансирования субъектам РФ предоставляются субсидии на формирование (пополнение) кредитных фондов микрофинансовой организации, одним из учредителей которой является субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления. При этом займы МСП не должны превышать, как уже отмечалось, 1 млн руб., а срок займа – не более 12 месяцев. В 2010 г. на развитие микрофинансирования выделены субсидии из федерального бюджета 49 субъектам Российской Федерации на сумму 2 583,787 млн руб., из них соглашения заключены и профинансированы в размере 1 711,118 млн руб.

* * *

Для развитой финансово-кредитной системы оптимально, когда имеют место все формы финансирования – как банковского, так и небанковского, и заемщики любой категории получают доступ к ресурсам для развития бизнеса, в том числе инновационного. Например, микрофинансовые организации работают в сегменте рынка финансово-кредитных услуг, который часто не столь интересен банкам, в частности, в силу высоких операционных издержек и “зарегулированности” банковской отрасли. Несмотря на высокую стоимость кредитов в микрофинансовых организациях, часто это является выходом для начинающих предпринимателей или малых предприятий, испытывающих потребность в небольших суммах. В результате МФО, банки и лизинговые компании являются скорее не конкурентами, а последовательными ступенями развития инфраструктуры обеспечения финансовыми ресурсами физических и юридических лиц.

Литература:

1. Инновационное развитие – основа ускоренного роста экономики Российской Федерации // Общество и экономика. 2006. № 4. С.13.

2. Государственная дума. Стенограмма заседаний. Бюллетень № 182 (1155). Часть 1. 24 сентября 2010 года. М.: Издание Государственной думы, 2010. С.28, 38-39.

3. Пепеляева Л.В. Государственно-частное партнерство в целях стимулирования инвестиций в инновационные компании: возможности фондового рынка / Новая экономика. Инновационный портрет России. М.: Центр стратегического партнерства, 2010. С. 261.

4. Профиль. 2010. № 41. С. 55

5. Газман В. Аритмия лизингового ранка // Вопросы экономики. 2010. № 3. С. 97-98.

6. Государственная дума. Стенограмма заседаний. Бюллетень № 163 (1136). 14 мая 2010 года. М.: Издание Государственной думы, 2010. С. 75.

7. Профиль. 2010. № 43. С.35.

Статья опубликована в Журнале “Менеджмент и Бизнес-администрирование”, 02, 2011.

Copyright © 2010–2019 ИПРАН РАН.
Все права защищены.

| Об институте | Деятельность | Международное сотрудничество | Публикации | Избранные статьи | Контактная информация |