ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ НАУКИ РАН
На главнуюПочтаIn English
ИПРАН РАН
Электронная библиотека
Словарь Глоссарий статистических терминов

Экспресс-цифра

->19.11.2019
Квалификационный уровень исследователей, работающих в академических организациях, является довольно высоким. Численность докторов наук...
->21.10.2019
Удельный вес численности персонала академических организаций составил в 2017 г. 17,3% от общей численности персонала...



Электронное издание Наука за рубежом

Яндекс.Метрика


Медиа-проекты Института проблем развития науки РАН
Science-TV Facebook Facebook

ЗНАЧИМОСТЬ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ГЕРМАНИИ1

Гапоненко А. В., студентка МИФИ

Германия начала создавать бизнес-инкубаторы значительно позже, чем остальные страны - члены ЕС. Это произошло потому, что политика на муниципальном уровне начала разрабатываться только в 1980-е годы. За последние 15 лет создание бизнес- инкубаторов стало одним из важнейших инструментов политики на региональном и муниципальном уровне. В настоящее время в Германии около 200 бизнес-инкубаторов, на площадях которых работают около 5000 компанией и 200 исследовательских институтов. Бизнес-инкубаторы создали около 60 000 рабочих мест.

Исторически создание бизнес-инкубаторов муниципальными структурами власти началось в Берлине в 1983 году. Инкубатор в Берлине был создан по инициативе Технического университета Берлина при поддержке муниципальных структур власти. Вскоре другие города, такие как Дортмунд, Бонн, Ганновер, Карлсруе и др., стали создавать инкубаторы.

Подобные инициативы исходили, прежде всего, от городских структур власти. Кроме того, значимую роль играли торгово-промышленные палаты (в Карлсруе и Дортмунде), банки (в Бонне и Штудгарте).

За период 1984-1986 гг. количество бизнес-инкубаторов удваивалось ежегодно. Новый толчок развитию этих структур имел место после объединения Германии в 1990 году, когда многочисленные земли Восточной Германии пытались осуществить реструктуризацию экономики путем создания технологических бизнес-инкубаторов. Первые проекты (в Берлине, Лейпциге, Франкфурте, Дрездене) начались за несколько месяцев до объединения. Немецкое правительство разработало специальную программу по открытию инкубаторов в Восточной Германии. Важную роль в реализации этого проекта сыграла Федерация инкубаторов Западной Германии. Было решено, что каждый инкубатор в Восточной Германии должен иметь партнера в Западной Германии. Пионерами в этой области были бизнес-инкубаторы в Дортмунде и Ганновере.

Большая часть инкубаторов Германии была создана в 90-е годы. За период 1992-2000 гг. ежегодно создавалось в среднем 18 новых инкубаторов, главным образом, на территории бывшей Восточной Германии. Каждый второй инкубатор в настоящее время планирует расширить свои мощности.

Сравнивая бизнес-инкубаторы Восточной и Западной Европы, Федерация бизнес-инкубаторов Германии2 приводит следующие наблюдения: “Различия между инкубаторами Восточной и Западной Германии уменьшаются, это касается размеров фирм, которые принимают в свои стены инкубаторы, людей, которых они берут на работу, а также разнообразия и качества услуг, предоставляемых инкубаторами. Однако разница между числом инкубаторов на миллион жителей хорошо заметна между этими двумя регионами Германии. В то время как на Западе это число составляет два инкубатора на миллион жителей, на Востоке - четыре инкубатора на миллион жителей”3.

Изменения в структуре фирм, находящихся в стенах инкубаторов, также очевидны. С 1989 года доля технологически ориентированных фирм упала с 92% до 72%. Представители инкубаторов объясняют эту тенденцию тем, что в последнее время инкубаторы играют все более важную роль в региональном развитии. Критики инкубаторов воспринимают эту тенденцию, как показатель того, что инкубаторам все тяжелее найти “жителей”, работающих на поле высоких технологий. Неоспоримым является тот факт, что большинство немецких инкубаторов становятся похожими на своих британских двойников, которые постепенно отклоняются от своей роли покровителей инновационных компаний и начинают сдавать в аренду офисное пространство.

Каковы основные цели создания бизнес-инкубаторов в Германии? Почти треть всех бизнес-инкубаторов Германии расположена в Северной Вестфалии. Федерация бизнес-инкубаторов Северной Вестфалии обобщила цели создания инкубаторов следующим образом:

  • способствовать организации тех фирм, которые проявляют активность в “сферах будущего” (хай-тех и современные услуги);
  • продвигать так называемые “спин-оффс”, которые обеспечивают трансфер технологий из исследовательского сектора в реальный сектор экономики;
  • продвигать проекты, связанные с новыми технологиями;
  • проводить работу, способствующую региональному и городскому развитию.

Каков юридический статус бизнес-инкубаторов в Германии? Исследование, проведенное в 1990 году немецкими учеными, показало, что большинство бизнес-инкубаторов являются немецким эквивалентом компаний с ограниченной ответственностью. Согласно более позднему исследованию, проведенному Федерацией бизнес-инкубаторов Германии, 53,1% бизнес-инкубаторов имеют эту юридическую форму, то есть доля инкубаторов, регистрирующихся как организации с ограниченной ответственностью, сокращается.

В создании и поддержке бизнес-инкубаторов на региональном уровне участвуют различные субъекты политики. Во-первых, в эти процессы вовлечены практически все участники регионального экономического развития, в то время как участие федеральных институтов ограничено. В каждом третьем случае инкубатор является результатом тесного сотрудничества между субъектами политики регионального развития.

Немецкими учеными были выявлены следующие различия между инкубаторами Восточной и Западной Германии, в отношении той роли, которую играют политехнические институты и университеты: “В то время как в Западной Германии университеты являются формальными партнерами только 5% инкубаторов, в Восточной Германии университеты являются со-учредителями 25% действующих инкубаторов”4. Такая разница может быть объяснена необычной ситуацией, возникшей в университетах Восточной Германии после объединения (увольнение большого числа ученых, возможность использования собственности университетов, специфические государственные меры с целью облегчения социального давления на процесс реструктуризации).

В большинстве случаев финансирование бизнес-инкубаторов осуществляется за счет субсидий, предоставляемых городами, в которых они расположены. Немецкие ученые считают, что две трети средств, инвестируемых в западногерманские инкубаторы, идет из бюджета местных властей и правительства земель. Федеральное правительство вмешивается практически только в восточногерманские инкубаторы, где из бюджета министерств поступает около половины всех инвестиций на строительство зданий для инкубаторов. Корпоративный сектор и банки финансируют только инкубаторы в Западной Германии.

В части покрытия текущих издержек инкубаторами Западной Германии в исследовании, проведенном немецкими учеными, были приведены следующие оценки:

  1. 38% инкубаторов самостоятельно покрывают свои расходы (за счет доходов от аренды, предоставления услуг, продвижения проектов);
  2. 40% инкубаторов в настоящее время получают субсидии;
  3. 22% инкубаторов получают структурные субсидии.

Таким образом, большинство инкубаторов не могут самостоятельно покрывать все свои расходы. Согласно оценкам немецких ученых только 4 восточногерманских инкубатора самостоятельно покрывают свои затраты. Поддержка, предоставляемая инкубаторам местными властями, может иметь не только чисто финансовые, но и другие формы. Нефинансовые субсидии включают предоставление дешевой земли и зданий, в том числе и субсидии на подготовку кадров.

Важной проблемой является оценка вклада инкубаторов в “выживание” и развитие компаний. Федерация бизнес-инкубаторов Германии установила, что уровень банкротства фирм в инкубаторах составляет примерно 5%. Это значение намного меньше, чем уровень банкротства предприятий, функционирующих вне стен инкубаторов, где каждая третья фирма прекращает свое существование в течение трех лет со дня своего основания. Однако немецкие ученые в своем исследовании дают другие цифры, они пришли к выводу, что доля обанкротившихся компаний в инкубаторах составляет 24%. Между тем это значение намного ниже, чем уровень банкротства малых предприятий в американских бизнес-инкубаторах и лишь немногим меньше, чем уровень банкротства технологически ориентированных фирм в Германии.

Какова модель деятельности бизнес-инкубаторов в Германии? Это можно проследить, проанализировав деятельность инкубатора Технологический центр Шемнитс (ТСС). В этом инкубаторе фирмы имеют право оставаться в стенах инкубатора максимум в течение пяти лет с возможностью дальнейшей трехлетней отсрочки (аренда может быть завершена клиентом в любой момент). ТСС считает, что площадь инкубатора должна быть занята не более чем на 80%, чтобы предоставить нынешним арендаторам возможность расширять свои мощности.

Около 60% начинающих компаний ТСС были организованы аспирантами Технического Университета. Чтобы вступить в ТСС, претенденты должны были предъявить две рекомендации: одну из торговой палаты, а другую из ТСС. Руководство ТСС принимает окончательное решение. Никаких специальных навыков ведения бизнеса не требуется, так как фундаментальные основы предпринимательства изучаются как часть университетского курса. Предприятиям, уже принятым в стены инкубатора, предоставляется помощь в ведении бизнеса. В рамках “Партнерской программы” в начальный период некоторые услуги предоставляются компаниям бесплатно. Инкубатор также предоставляет услуги малым предприятиям региона, но услуги предоставляются только на коммерческой основе.

Затраты на организацию ТСС, которые составили 25 миллионов евро, в большей степени были покрыты городскими властями, которые являются владельцами помещений. Эти помещения сдаются инкубируемым предприятиям в аренду за ежегодную плату 150 тысяч евро.

ТСС разработал классификацию и ряд стандартов качества для оценки технологических инкубаторов, которые были одобрены Федерацией бизнес-инкубаторов Германии и используются в других регионах Германии. Согласно классификации ТСС инкубаторы могут быть разделены на три группы:

  1. технологические центры, в которых около 75-100% арендаторов являются технологическими фирмами;
  2. технологически ориентированные инкубаторы, в которых 50-74% арендаторов являются технологическими фирмами;
  3. бизнес-инкубаторы, где менее 50% арендаторов являются технологическими фирмами.

В целом сейчас существует 75 показателей для оценки деятельности инкубаторов, разбитых на 4 группы: поддержка создания новых фирм, трансфер технологий, региональное развитие, финансирование инкубаторов. Инкубаторам предлагается оценить себя самостоятельно по каждому из критериев по десятибалльной шкале. Таким образом, осуществляется добровольная сертификация инкубаторов.

Опыт работы бизнес-инкубаторов в Германии может быть адаптирован и использован в России. Это касается участия структур власти, банковского сообщества, корпоративного сектора в работе инкубаторов, взаимодействия инкубаторов с научными организациями, юридического статуса бизнес-инкубаторов, использования системы показателей для оценки деятельности инкубаторов. Это как раз те проблемы, которые поставлены на повестку дня при реализации программы создания бизнес-инкубаторов в России, принятой МЭРТ в 2005 году.

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант № 06-02-04014а.

2 Федерация инкубаторов Западной Германии представляет интересы немецких инкубаторов, но она не вовлечена в создание и управление бизнес-инкубаторами. Федерация регулярно составляет подробные доклады об отдельных бизнес-инкубаторах, используя информацию, предоставляемую ее членами. Бюджет Федерации формируется за счет пожертвований инкубаторов, они же организуют продажу публикаций и проведение всевозможных мероприятий. Федерация является, возможно, главным источником ноу-хау, касающихся создания инкубаторов в Германии.

3Sternberg, R. et al., Bilanz eines Booms, Dortmund, 1996

4Baranowski, G. and Gro., B. ed.Jnnovationszentren in Deutschland 1996/97, Berlin, 1999.

Статья опубликована в Сборнике "Инновационное обновление социального сектора России: перспективы и последствия". М.: Международный фонд Н.Д. Кондратьева, 2006. 433 с.

Copyright © 2010–2019 ИПРАН РАН.
Все права защищены.

| Об институте | Деятельность | Международное сотрудничество | Публикации | Избранные статьи | Контактная информация |