ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ НАУКИ РАН
На главнуюПочтаIn English
ИПРАН РАН
Электронная библиотека
Словарь Глоссарий статистических терминов

Экспресс-цифра

->19.11.2019
Квалификационный уровень исследователей, работающих в академических организациях, является довольно высоким. Численность докторов наук...
->21.10.2019
Удельный вес численности персонала академических организаций составил в 2017 г. 17,3% от общей численности персонала...



Электронное издание Наука за рубежом

Яндекс.Метрика


Медиа-проекты Института проблем развития науки РАН
Science-TV Facebook Facebook

МИССИЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ В НИС1

Гапоненко Н. В., к.э.н., ЦИПРАН РАН

Бизнес-инкубаторы являются структурами поддержки малого предпринимательства, но, одновременно, это инструмент экономической, социальной, инновационной, структурной политики и институциональные структуры Национальной инновационной системы.

На сегодняшний день уже достаточно четко вырисовываются три поколения бизнес-инкубаторов. Инкубаторы первого поколения - это инкубаторы смешанного типа, неспециализированные, которые предоставляют инкубируемым предприятиям стандартный, достаточно ограниченный объем услуг. Как инструмент региональной политики они используются для реструктуризации и диверсификации экономики на региональном уровне, а также для создания новых рабочих мест. Это структуры региональной инновационной системы. Инкубаторы II- го поколения ориентируются на поддержку инновационного, наукоемкого и высокотехнологичного бизнеса, это специализированные инкубаторы, оказывающие своим клиентам специально разработанный пакет услуг, который корреспондирует с той нишей технологического рынка, на которой работает инкубатор и его предприятия. Цели их создания смещаются в сторону коммерциализации ИиР, обеспечения трансферта знаний и технологий, поддержки spin-offs компаний. Они являются структурами национальной инновационной системы. Начиная со второй половины 90-х годов, начало вырисовываться третье поколение инкубаторов. Инкубаторы третьего поколения фокусируются на поддержке той части наукоемкого и высокотехнологичного бизнеса, которая относится к быстроразвивающимся технологическим областям. Важнейшей и детерминирующей особенностью инкубаторов третьего поколения является то, что они создаются, как правило, венчурными капиталистами либо крупными междисциплинарными, транснациональными консалтинговыми компаниями. Независимо от того, в каких странах они зарегистрированы, эти инкубаторы являются транснациональными, глобальными игроками, это структуры глобальной инновационной системы. Отличительной особенностью инкубаторов третьего поколения является их ориентация не просто на самоокупаемость, а их ориентация на производство прибыли. Более того, сами доходы инкубаторов третьего поколения произрастают не из арендной платы за помещение и за услуги, которые инкубатор оказывает своим клиентам, а из доходов на инвестиции, которые инкубатор сам вкладывает в развитие малых предприятий. Это меняет основные базисные постулаты, которые были полвека назад заложены в основу инкубаторов как бесприбыльных институциональных структур, ориентированных на поддержку малых предприятий. На сегодняшний день все эти три поколения инкубаторов сосуществуют параллельно, хотя каждое последующее поколение внесло некоторые изменения в функционирование предыдущей модели инкубаторов. Безусловно, особую значимость для развития НИС имеют инкубаторы II-го и III-го поколений.

На начало этого тысячелетия в мире насчитывалось более 3000 бизнес инкубаторов. Наибольшее распространение инкубаторы получили в Северной Америке, где по различным оценкам на начало тысячелетия насчитывалось около 800-1000 инкубаторов. Около 40% инкубаторов Северной Америки - это технологические инкубаторы, около 30% - инкубаторы смешанного типа и около 30% инкубаторов ориентируются на поддержку определенных слоев населения. Каждый четвертый инкубатор работает на коммерческой основе. Около 19% инкубаторов расположены поблизости от университетов и колледжей и ориентированы на поддержку spin-offs.

Вторую ступеньку в контексте распространения этих структур занимает Западная Европа. Более 75% инкубаторов ЕС являются структурами некоммерческими. Около 28% инкубаторов ЕС созданы для коммерциализации ИиР государственного сектора, около 30% - для поддержки spin-offs2. По странам Западной Европы эти структуры распространены крайне неравномерно. Германия вышла в своего рода лидеры в странах Западной Европы ввиду масштабной реструктуризации промышленности и научного сектора в восточной Германии. Финляндия и Австрия являются лидерами по плотности распределения инкубаторов.

В странах Азиатско-Тихоокеанского региона наиболее продвинутыми странами считаются Китай, Япония и Корея. В Китае программа по созданию и поддержке инкубаторов стартовала в 1987 году, при финансовой, научной и организационной поддержке UNDP. На начало третьего тысячелетия в Китае уже действовало около 130 инкубаторов и около 200 так называемых "software parks", которые по выполняемой ими миссии также можно отнести к семейству инкубаторов. В Японии уже действует около 200 инкубаторов, а в национальной программе на период до 2010 года предусматривается создание еще около 300 бизнес-инкубаторов. В Корее национальная программа по созданию инкубаторов стартовала в 1993 году, а на начало тысячелетия здесь насчитывалось около 200 инкубаторов. В Индии же зарегистрировано всего около 30 инкубаторов, в основном они действуют на поле развития науки и технологий, и более половины из них ориентированы на поддержку малых предприятий ИКТ-сектора. В Индонезии при поддержке UNDP в 1994 году началось создание трех инкубаторов и, таким образом, эти структуры получили своего рода импульс развития. Таким образом, страны Азиатско-Тихоокеанского региона достаточно поляризированы в контексте использования инкубаторов, как структур поддержки малого бизнеса, равно как и по своему научному, технологическому и экономическому потенциалу.

Среди стран Латинской Америки по количеству инкубаторов лидирует Бразилия, где насчитывается около 160 инкубаторов, хотя на начало 90-х годов их было всего десять. На Ближнем Востоке Израиль занимает особые позиции по развитию инкубаторского движения. В Израиле насчитывается около 25 бизнес-инкубаторов. За последние семь лет в них было создано более 3000 компаний. В Египте программа по созданию и поддержке инкубаторов стартовала в 1992 году при поддержке UNDP. В Южной Африке инкубаторское движение началось также в начале 90-х годов при поддержке правительства Великобритании и национальных структур власти. Наиболее продвинутыми считаются такие страны, как Нигерия и Гана.

Таким образом, в инкубаторское движение вовлекаются все больше стран в различных частях света. Международные структуры и наиболее продвинутые страны оказывали и в ряде случаев продолжают оказывать финансовую, научную и организационную поддержку тем странам, правительство которых принимало решение о создании этих институциональных структур.

Бизнес-инкубаторы в России, как и во многих других странах, появились в период кризиса, то есть в период активных институциональных изменений. По состоянию на 2006 год в Российской Федерации было создано более 80 бизнес-инкубаторов, это приблизительно в два раза меньше, чем в Бразилии, в пять раз меньше, чем в Китае, но больше, чем в Индии и Египте. Сам по себе встает вопрос: “Достаточно ли в НИС России институциональных структур, относящихся к семейству бизнес-инкубаторов?” Такого рода оценки можно сделать ее используя показатель “плотности распределения инкубаторов”, для России он составляет 1/74. Если проводить сравнения со странами- членами ЕС, то Россия опережает лишь Грецию (1/106) и находится далеко позади стран- лидеров Финляндии (1/7), Франции и Германии (1/11). На основании такого рода международных сопоставлений можно сделать вывод, что инкубаторов как структур поддержки малого бизнеса в НИС России недостаточно.

Действующие на территории РФ бизнес-инкубаторы различны по организационно-правовой форме, составу учредителей, профилю, комплексу услуг, предоставляемых предпринимателям. Около 22% инкубаторов России - это технологические инкубаторы, около 20% - международные и чуть мене 50% - это специализированные инкубаторы. Так же, как и в наиболее продвинутых странах в России одновременно представлены инкубаторы трех поколений.

На сегодняшний день уже достаточно четко обозначились проблемы и барьеры, которые тормозят развитие инкубаторов в России. Достаточно острую форму уже приобретает проблема отсутствия правового статуса у инкубаторов и минимума нормативно-правовой базы, необходимой для регулирования функционирования этих институциональных структур. Одной из важнейших проблем является финансовая поддержка инкубаторов на этапе их создания и вплоть до достижения ими точки самоокупаемости, а также преференции, в частности льготы по налогообложению имущества. Самостоятельной и достаточно важной проблемой является недостаток помещений и регулирование нормативно-правовых аспектов использования имущественных комплексов. Важной проблемой развития инкубаторов является квалификация менеджеров инкубаторов и, практически, отсутствие на сегодняшний день структур по подготовке и повышению квалификации менеджеров.

Одной из ключевых проблем развития бизнес-инкубаторов является встраивание этих институциональных структур в НИС России. На сегодняшний день взаимодействие инкубаторов с другими структурами НИС крайне фрагментарно и это превращается в ключевой барьер на пути развития инкубаторов. Эта проблема имеет несколько аспектов, а именно, создание сети бизнес- инкубаторов России, а также сети инкубаторов в субъектах федерации, формирование взаимодействия инкубаторов с финансовыми институтами, структурами власти, корпоративным сектором и научным комплексом.

В России отдельные меры по созданию инкубаторов разрабатывались и реализовывались на федеральном и региональном уровнях. Как правило, они были фрагментарны и скорее можно говорить об апробировании этого инструмента политики, нежели об использовании его для достижения поставленных в политических документах целей. В 2005 году МЭРТ активизировало свои позиции в части поддержки создания инкубаторов. Планируется в течение трех лет при долевом участии региональных структур власти профинансировать создание 100 инкубаторов в регионах России. Министерством были утверждены требования к создаваемым инкубаторам. Было постулировано, что средства структур власти будут вкладываться в реконструкцию помещений общей площадью не менее 900 кв.м. Министерство также в некоторой степени определило регламент деятельности инкубаторов, а именно, площади в инкубаторах будут предоставляться сроком до трех лет, при этом ставка арендной платы не должна превышать 40% ставки, установленной для аренды государственного имущества в соответствующем субъекте РФ. Таким образом, министерство ориентируется на создание инкубаторов не технологического профиля, причем оно ни коем образом не увязывает эту инициативу с государственными приоритетами экономической, инновационной и социальной политики.

Подводя маленькое резюме уже имеющемуся опыту развития инкубаторов в России и в других странах мира, попытаемся ответить на вопрос: “Какова миссия бизнес-инкубаторов в Национальной инновационной системе?” Поскольку эта структура изначально задумана была для поддержки именно малого бизнеса, то важнейшая роль технологических бизнес-инкубаторов в НИС состоит в выращивании именно малых инновационных предприятий, а последнее время все более концентрируется на поддержке малого наукоемкого и высокотехнологичного бизнеса. Инкубаторы являются структурами, которые способствуют трансферту знаний, их коммерциализации, то есть структурами, формирующими интерфейс между наукой, с одной стороны, и реальным сектором экономики, с другой стороны. Технологические инкубаторы создают рабочие места для кадров высокой квалификации, включая научных работников, и способствуют повышению мобильности кадров в НИС России. Они способствуют “освоению” междисциплинарных областей, “подпитывание” междисциплинарных исследований является новой, но стратегической миссией технологических инкубаторов. Формируя интерфейс с наукой, технологические инкубаторы, тем самым, создают предпосылки перехода к нелинейной модели функционирования Национальной инновационной системы.

Технологические бизнес-инкубаторы - это те структуры, которые создают предпосылки для ускорения структурных и технологических сдвигов, для повышения конкурентоспособности региональной и национальной экономики, могут “подтолкнуть” формирование новых кластеров, новых рынков или же просто помочь малым предприятиям встроиться в уже сформировавшиеся кластеры.

Фактически, инкубаторы - это один из инструментов политики для формирования адаптивной, динамичной, конкурентоспособной НИС.

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант № 06-02-04014а

2 Benchmarking of Business Incubators, European Commission Enterprise Directorate General, February, 2002.

Статья опубликована в Сборнике "Инновационное обновление социального сектора России: перспективы и последствия". М.: Международный фонд Н.Д. Кондратьева, 2006. 433 с.

Copyright © 2010–2019 ИПРАН РАН.
Все права защищены.

| Об институте | Деятельность | Международное сотрудничество | Публикации | Избранные статьи | Контактная информация |