ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ НАУКИ РАН
На главнуюПочтаIn English
ИПРАН РАН
Электронная библиотека
Словарь Глоссарий статистических терминов

Экспресс-цифра

->19.11.2019
Квалификационный уровень исследователей, работающих в академических организациях, является довольно высоким. Численность докторов наук...
->21.10.2019
Удельный вес численности персонала академических организаций составил в 2017 г. 17,3% от общей численности персонала...



Электронное издание Наука за рубежом

Яндекс.Метрика


Медиа-проекты Института проблем развития науки РАН
Science-TV Facebook Facebook

НЕОБХОДИМОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ*

Захарьев В. В., научный сотрудник, Центр исследований проблем развития науки Российской академии наук

Экономика знаний, в сущности, основывается на использовании идей в большей мере, чем на использовании традиционных факторов производства - труда и капитала. Знания создаются и воплощаются в инновационных продуктах, товарах и услугах. Продуктовые циклы становятся короче и возрастает потребность в инновациях.

В глобальных масштабах экономика, основанная на знаниях, трансформирует спрос на рынке труда во всем мире. К работникам предъявляются новые требования, кроме того, обычные граждане испытывают потребность в пополнении знаний независимо от полученного прежде образования и социального статуса.

Предоставление обществу таких знаний и навыков требует создания новой модели системы образования и подготовки кадров, модели обучения на протяжении жизни. Обучение на протяжении жизни, или непрерывное образование, подразумевает, что человек обучается с раннего детства и до ухода на пенсию. Сюда включается как формальное образование (школы, образовательные учреждения, университеты) и неформальное образование (навыки, полученные от членов семьи или других лиц), так и приобретение профессиональных навыков и компетенций в процессе практической работы.

Обучение на протяжении жизни является крайне важным для профессиональной подготовки работников в условиях глобальной конкуренции. Не менее важны и социальные аспекты непрерывного образования. Существует прямая зависимость между улучшением профессиональных навыков и ростом гражданской ответственности. Образование и обучение также улучшает социальную адаптацию индивида, снижает уровень преступности и совершенствует распределение доходов.

По сравнению с индустриально развитым миром развивающиеся страны и страны с переходной экономикой могут быть выброшены на обочину глобальной конкуренции, если системы образования в таких странах не будут своевременно адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Для этих стран актуальным является замена существующего механического образования, основанного на наборе информации и ориентированного на преподавателя на новый тип обучения, целью которого является создание, применение, анализ и синтез знаний, а также совместное обучение на протяжении жизни.

1. Рост частного сектора образования как индикатор потребности в новых видах образовательных услуг

В традиционных отраслях промышленности, большинство профессий требуют от работников совершения рутинных действий, которые, в основной своей массе остаются постоянными на протяжении длительного времени. Большая часть практического обучения происходит тогда, когда работник начинает новую работу. В условиях экономики знаний работники постоянно ощущают необходимость в приобретении новых навыков. Фирмы больше не могут полагаться исключительно на новых выпускников или на новых участников рынка труда как на основной источник новых навыков и знаний. Вместо этого, они заинтересованы в таком персонале, который хочет и способен учиться на протяжении всей своей профессиональной деятельности жизни.

Традиционно основную часть образовательных услуг предоставляет государственный сектор образования. В настоящее время в этой области также начали происходить определенные сдвиги. Во многих странах, имеющих средний уровень душевого дохода, наблюдается рост частного сектора образования, восполняющий пробелы, существующие в системе государственного образования. Пример некоторых стремительно развивающихся стран, таких как Бразилия и Китай, показывает, что в первом случае, с 1995 г. количество студентов возросло на 70%, причем большую часть этого роста составили лица, поступившие в частные колледжи и университеты, на долю которых по последним данным приходится 71% всех получающих высшее образование. В Китае за период 1995-1999 гг. было основано 500 образовательных учреждений, предоставляющих услуги высшего образования.

Частный сектор образования растет и в странах с переходной экономикой, которые относительно недавно расстались с плановой экономической системой. В Польше, например, насчитывается 195 частных учреждений высшего образования, в которых обучаются более 377 тыс. студентов.

В то же время, новые агенты предоставления образовательных услуг - частные репетиторы, виртуальные университеты, международные поставщики услуг по образованию, корпоративные университеты, образовательные издатели, агенты по предоставлению образовательного контента и медиа-компании, - начали серьезно дополнять и, в некоторых случаях, даже конкурировать с государственными образовательными учреждениями. Такой рост частного сектора образовательных услуг отражает не только растущий спрос на более разнообразное и качественное образование, но и неудовлетворенность традиционной системой образования и подготовки кадров.

Важной тенденцией является и то, что все больше затрат осуществляется крупными компаниями для обеспечения и поддержания конкурентоспособности в глобальной экономике, основанной на знаниях. Так, в 2002 г., по данным Всемирного Банка, корпоративные затраты на обучение персонала составили 28 млрд. долл., против 18 миллиардов, затраченных в 1997 г.

2. Переход к гибким моделям обучения

Для того чтобы быть успешным в экономике знаний человеку необходимо обладать довольно обширным набором навыков и компетенций. Сюда включаются основные академические навыки, такие, как грамотность, знание иностранных языков, математики и исследовательских навыков, а также умение использовать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Работники должны эффективно применять свои компетенции, действовать независимо и уметь быстро реагировать на изменение ситуации, а также обладать способностью вливаться и функционировать в социально гетерогенных группах.

Необходимо отметить, что в большинстве развивающихся стран, предоставляемое образование не соответствует современным требованиям глобальной экономики знаний. Охват изучаемых предметов недостаточный, при доступе к нему не обеспечено соблюдение принципов равенства (в особенности это относится к третичному (высшему) образованию и обучению возрастных работников), а качество образования низкое. Грамотность среди взрослого населения низка, и лишь немногие дети заканчивают базовый курс образования. Международные оценки обучающихся на уровне среднего образования в области математики и естественных наук показывают, что в странах с развивающейся и переходной экономикой уровень подготовки значительно отстает, особенно когда обучающиеся тестируются на умение применять и использовать полученные знания. Кроме того, для стран Восточной Европы и Центральной Азии, переходящих к рыночным режимам функционирования, качество образования зачастую не отличается гибкостью. В некоторых азиатских государствах механическое запоминание (зубрежка), особенности экзаменационных процедур в школах, непомерно высокая стоимость частного образования являются все еще нерешенными проблемами образовательной политики.

Традиционные модели обучения отличаются от методов непрерывного образования во многих важных аспектах. Традиционное образование характеризуется тем, что: 1) источником знаний выступает учитель; 2) обучающиеся получают знания от учителя; 3) обучающиеся работают самостоятельно; 4) тесты порою являются препятствием к переходу студента к другим предметам обучения; 5) все учащиеся делают одно и то же; 6) учителя проходят только базовую подготовку, а остальные необходимые навыки приобретают “без отрыва от производства”; 7) “хорошие” с точки зрения унифицированного тестового механизма ученики отбираются и получают возможность для продолжения обучения. Обучение на протяжении жизни имеет иные характеристики: 1) преподаватели служат направляющим механизмом к источникам информации; 2) обучение происходит посредством осуществления какой-либо конкретной деятельности; 3) люди обучаются в группах и учатся друг у друга; 4) оценка результатов осуществляется для выработки дальнейшей стратегии обучения и выявления возможных направлений для дальнейшего обучения с учетом индивидуальных способностей; 5) преподаватели разрабатывают индивидуальные планы обучения; 6) преподаватели сами обучаются на протяжении жизни, базовое профессиональное обучение и последующее развитие тесно связаны; 7) люди имеют доступ к обучению на протяжении всей их жизни.

В новой модели обучения учителям самим необходимо приобретать новые навыки и обучаться на протяжении жизни для того, чтобы обладать новыми знаниями, свежими педагогическими идеями и технологиями. В быстро меняющихся условиях преподаватели также испытывают потребность сотрудничать друг с другом в рамках профессиональных сетей, связанных с образовательными учреждениями, школами и институтами.

ИКТ могут упростить процесс практического обучения, например, с использованием компьютерных симуляторов. Они также значительно увеличивают спектр информационных ресурсов, доступных обучающимся, изменяя тем самым отношения между преподавателем и студентом. С их помощью может быть облегчен процесс совместного обучения и предоставление “обратной связи” обучающимся.

Однако упрощенный подход к компьютеризации образования недопустим. Недостаточно просто установить компьютеры в образовательных учреждениях. Необходима адекватная политика в области образования, в частности: а) ИКТ должны использоваться для решения конкретных образовательных задач; б) необходимо осуществлять значительные инвестиции в обучение преподавателей и менеджеров (управленцев) системы образования; в) должен быть в наличии квалифицированный технический и вспомогательный персонал; г) очень важно поддерживать образовательное оборудование в рабочем состоянии и регулярно его модернизировать; д) в современных условиях становится общим требованием обеспечение доступа в Интернет и к глобальным ресурсам дистанционного образования. Пока еще довольно редко все эти требования одновременно соблюдаются на практике, особенно, в развивающихся странах.

Возрастающее число институтов третичного (высшего) образования предлагает гибкие режимы обучения для удовлетворения потребностей работающего взрослого населения: образование в режиме неполного дня, вечернее обучение, обучение по выходным дням, летние курсы и т.п. Так, в Финляндии число взрослых, обучающихся по продолжительным образовательным программам на третичном уровне, превышает число молодых людей, обучающихся по традиционным программам высшего образования.

Дистанционное образование является одним из методов, посредством которых в различных странах могут предоставляться более гибкие возможности для получения образования. Во многих странах используются интерактивные аудио- и телеинструкции в начальном образовании. Например, в Мексике телевидение используется для образовательного процесса около 15% младших классов средней школы. В 1990 г. Национальный институт учителей Нигерии подготовил большее число учителей по своей программе дистанционного обучения, чем было выпущено учителей по всем остальным программам в стране вместе взятым. Глобальные сети меняют структуру обучения в университетах и корпоративные образовательные программы. Например, в 1999 г. 92% крупнейших американских корпораций запустили программы обучения своего персонала с использованием ИКТ.

Таким образом, необходимо констатировать, что, во-первых, экономика знаний предъявляет новые требования к системе образования и подготовки кадров. Во-вторых, по всему миру возрастает роль частных образовательных учреждений в процессе подготовки конкурентоспособной рабочей силы. В-третьих, значительно возрастает объем затрат на образование в глобальном масштабе. В-четвертых, большинство развивающихся стран и стран с переходной экономикой не может предоставить гражданам адекватное современным вызовам образование, предлагая традиционные системы обучения. В то же время традиционный образовательный процесс должен стать более гибким. Один из способов достижения такой гибкости выступает дистанционное образование с использованием ИКТ.

* Тезисы подготовлены при поддержке проекта РГНФ 06-02-04074а “Формирование системы индикаторов экономики знаний на основе изучения зарубежного опыта развития инновационной экономики”.

Статья опубликована в Сборнике "Инновационное обновление социального сектора России: перспективы и последствия". М.: Международный фонд Н.Д. Кондратьева, 2006. 433 с.

Copyright © 2010–2019 ИПРАН РАН.
Все права защищены.

| Об институте | Деятельность | Международное сотрудничество | Публикации | Избранные статьи | Контактная информация |