ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ НАУКИ РАН
На главнуюПочтаIn English
ИПРАН РАН
Электронная библиотека
Словарь Глоссарий статистических терминов
Глоссарий терминов Глоссарий терминов и определений, используемых при анализе состояния и развития цифровой экономики
Защита и развитие конкуренции

Экспресс-цифра

->24.11.2020
Численность российских граждан, выехавших на работу за границу, составила в 2018 г. 58 044 человек. Более половины из них, а именно 55,1%...
->27.10.2020
По Глобальному индексу конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index – характеризует уровень конкурентоспособности стран мира...



Электронное издание Наука за рубежом

Яндекс.Метрика


Медиа-проекты Института проблем развития науки РАН
Science-TV Facebook Facebook

Глоссарий терминов и определений, используемых в исследованиях в области защиты и развития конкуренции в цифровой экономики

А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

А

Антимонопольная криминалистика — подотрасль криминалистической науки о закономерностях механизма антимонопольного правонарушения, возникновения информации об антимонопольном правонарушении и его участниках, собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познании этих закономерностей специальных средствах и методах судебного исследования и предотвращения нарушений антимонопольного законодательства.

Антимонопольная криминалистическая техника должна представлять собой систему научных положений и разрабатываемых на их основе технических средств, приемов и методик, предназначенных для обнаружения, собирания, фиксации, исследования и использования доказательств и иных мер раскрытия и предупреждения нарушений антимонопольного законодательства.

Антимонопольная криминалистическая тактика может быть определена как система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по организации и планированию расследования нарушений антимонопольного законодательства, определению линии поведения лиц, наделенных полномочиями по проведению такого расследования, и приемов проведения отдельных процессуальных и иных действий, направленных на собирание и исследование доказательств, на установление причин и условий, способствовавших совершению и сокрытию нарушений антимонопольного законодательства.

Антимонопольная криминалистическая методика (или методика расследования и предотвращения отдельных видов антимонопольных правонарушений) — это система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по организации и осуществлению расследования и предотвращения отдельных видов нарушений антимонопольного законодательства.
Все – Тенишев А.П. РКПЭ 1 2020

Аукционный робот – это программа, используемая на электронных торговых площадках, которая позволяет подавать ценовые предложения по заранее установленной стратегии без участия пользователя.
Ахматов Х.А., Егоров М.О., Давиденко А.В. Цифровое противодействие электронному картелированию в сфере государственных закупок Известия ВУЗов. Серия «Экономика, финансы и управление производством» №04 2019

Top↑

Б

Большие данные — это любые данные (например, метеоданные, геоданные, данные о цене товаров, персональные данные), анализ которых, благодаря их большому объему, создает внешние сетевые эффекты (экстерналии).
Монография Галимханова Тенишев и др.

«Большой цифровой кот» - программное обеспечение, т.е. набор программных инструментов на основе блокчейна, позволяющий в режиме «онлайн» выявлять признаки антиконкурентных соглашений на торгах и формировать доказательственную базу, подтверждающую заключение и реализацию соответствующего сговора, с использованием как открытых (преимущественно), так и закрытых источников информации [Тенишев А.П. Антикартельные расследования: основные итоги и планы работы ФАС России на 2019 год. [Электронный ресурс] //СПС «КонсультантПлюс»: Правовые ресурсы: Версия Проф. (дата обращения: 01.06.2019).]. Ахматов Х.А., Егоров М.О., Давиденко А.В. Цифровое противодействие электронному картелированию в сфере государственных закупок Известия ВУЗов. Серия «Экономика, финансы и управление производством» №04 2019

Top↑

Г

Государственные закупки - часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие закупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупки оборудования, вооружений) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, государственные закупки зерна и продовольствия).
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011)

Государственный заказ - выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересовано государство. Такой заказ может выполняться не только государственными, но и другими предприятиями. Заказ обычно выдается на конкурсной основе.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011)

Государственный заказчик в контрактной системе в сфере закупок
"...5) государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;..."
Извлечение из документа: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.02.2020) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Грант
"...Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями..." Извлечение из документа: Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О науке и государственной научно-технической политике"

Top↑

З

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд:
"...3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;..."
Извлечение из документа: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.02.2020) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Top↑

И

Интерес следует рассматривать как необходимый элемент охраняемого отношения, посредством анализа которого можно достаточно точно определить объект посягательства и, следовательно, потенциальный объект охраны.
Даниловская А. В. Конкуренция как объект уголовно-правовой охраны // Lex russica. — 2020. — Т. 73. — № 2. — С. 75—91. — DOI: 10.17803/1729-5920.2020.159.2.075-091.

Интерес определяется в науке как охраняемое правом благо физического или юридического лица, а равно общества или государства, объективно выражающееся в беспрепятственном их участии во всем многообразии социальных связей без нарушения соответствующих правовых благ иных субъектов общественной жизни.
Мотин О. А. Частный интерес в системе объектов уголовно-правовой охраны: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2005. С. 15—16.

Инновационная экосистема — совокупность субъектов, взаимодействующих в процессе коммерциализации инноваций и их взаимосвязей, аккумулирующая человеческие, финансовые и иные ресурсы для интенсификации, оптимизации и обеспечения эффективности коммерциализации инноваций.

Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (например, в том числе, программное обеспечение, сотовая связь, электронная почта, кибербезопасность, хранение больших объёмов данных)».
Понятие дано в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 No 149-ФЗ.

Информация - согласно определению ЮНЕСКО, «информация — это универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения».
Лопатин РКПЭ 1 2018

Искусственный интеллект — наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ; свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека. Искусственный интеллект связан со сходной задачей использования компьютеров для понимания человеческого интеллекта, но не обязательно ограничивается биологически правдоподобными методами.

Top↑

К

Картель

1. Соглашения, ограничивающие конкуренцию (картель):
"...1. Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:
1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) сокращению или прекращению производства товаров; 5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками)..."
Извлечение из документа: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 01.03.2020)"О защите конкуренции"

2. Картель - форма объединения производителей или потребителей, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий, фирм, компаний об объемах производства и продажи, ценах, рынках сбыта. Цель создания картелей - увеличение прибыли посредством устранения, ограничения и регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внешней конкуренции со стороны фирм, не участвующих в данном соглашении. В ряде стран заключение картельных соглашений запрещено антимонопольным законодательством или ограничено узкими рамками отдельных отраслей и видов производств или особых условий. См. также картельное соглашение.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011)

Картельное соглашение - договоренность между двумя или несколькими предприятиями, фирмами о создании картеля. Различают горизонтальное соглашение, заключаемое между одинаково специализированными фирмами, и вертикальное соглашение, направленное на ограничение гибкости рынка, достигаемое за счет атомистичности и текучести.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М."(ИНФРА-М, 2011)

Картели на товарных рынках являются тем противоправным деянием, когда ограничение конкуренции затрагивает деятельность в основном производителей (сферы производства и распределения материальных благ), в то время как сговоры на торгах могут охватывать все сферы экономической деятельности — от производства до потребления, так же как и недобросовестная конкуренция хозяйствующих субъектов.
Даниловская А. В. Конкуренция как объект уголовно-правовой охраны // Lex russica. — 2020. — Т. 73. — № 2. — С. 75—91. — DOI: 10.17803/1729-5920.2020.159.2.075-091.

Конкуренция
Конкуренция выступает элементом общественных отношений, имеющих экономическую характеристику, т.е. общественных отношений, складывающихся в сфере экономики по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ (как родового объекта), и общественных отношений, регламентирующих установленный порядок осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг (как видового объекта), защите которых посвящена глава 22 УК РФ.
Волженкин Б. В. Экономические преступления. СПб. : Юридический центр-Пресс, 1999. С. 35—36. Даниловская А. В. Конкуренция как объект уголовно-правовой охраны // Lex russica. — 2020. — Т. 73. — № 2. — С. 75—91. — DOI: 10.17803/1729-5920.2020.159.2.075-091.

Конкурентные отношения в сфере экономики — это особая группа экономических (предпринимательских) отношений, обладающих ценностью именно потому, что не всем этим отношениям свойственна конкуренция как важное условие благосостояния и отдельных хозяйствующих субъектов, и экономической среды, и общества в целом.
Даниловская А. В. Конкуренция как объект уголовно-правовой охраны // Lex russica. — 2020. — Т. 73. — № 2. — С. 75—91. — DOI: 10.17803/1729-5920.2020.159.2.075-091.

Конкуренция как общественное отношение частного характера есть суть взаимодействия хозяйствующих субъектов между собой в целях удовлетворения своих частных интересов, включая субъективное право конкурировать, на принципах добросовестности, свободы экономической деятельности и справедливости, являющихся безусловной конституционной ценностью.
Даниловская А. В. Конкуренция как объект уголовно-правовой охраны // Lex russica. — 2020. — Т. 73. — № 2. — С. 75—91. — DOI: 10.17803/1729-5920.2020.159.2.075-091.

Конкурентные способы определения поставщиков в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры)..."
Извлечение из документа: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ ред. от 27.02.2020) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Top↑

М

Математическое моделирование - "...математическое моделирование (mathematical modelling): Техника использования чисто математических средств для прогнозирования поведения под влиянием нескольких переменных..."
Извлечение из документа: "ГОСТ Р 58033-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Словарь. Часть 1. Общие термины" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 19.12.2017 № 2031-ст)

Мобильность – свойство современных устройств взаимодействовать с потребителями через экраны мобильных устройств с учетом геолокации и с использованием социальных медиа. Ключевой компонент — мобильные технологии. Они могут также использоваться во всех аспектах деятельности: для повышения эффективности бизнес-процессов, продуктивности сотрудников, укрепления отношений с клиентами и пр.

Муниципальные закупки - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Извлечение из документа: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (подп. 3 ст. 3)

Муниципальный заказчик в контрактной системе в сфере закупок:
"...6) муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;..."
Извлечение из документа: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.02.2020) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подп. 6 ст. 3)

Top↑

О

Облачные вычисления (Cloud Computing) - метод, который дает возможность бизнесу и частным пользователям запускать приложения, хранить данные и пользоваться сервисами без необходимости покупать собственные сервера, системы хранения и прочее оборудование. Облачные вычисления дают следующие преимущества:
• эластичность — возможность быстро увеличивать или уменьшать объем используемых услуг в соответствии с потребностями;
• экономичность — оплачиваются только те мощности, которые потребляются, затраты на оборудование и техподдержку значительно снижаются;
• доступность — к облачным системам можно обращаться круглосуточно, из любого места и с любого устройства;
• простота: ИТ-службе не нужно заниматься поддержкой работы оборудования, обновлением приложений. Все это делает поставщик облачной услуги.

Оператор специализированной электронной площадки в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - российское юридическое лицо, которое владеет специализированной электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов специализированных электронных площадок..."
Извлечение из документа: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.02.2020) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Оператор электронной площадки в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - непубличное хозяйственное общество, в уставном капитале которого иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам принадлежит не более чем двадцать пять процентов долей (акций) такого общества и которое владеет электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов электронных площадок;..."
Извлечение из документа: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.02.2020) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Top↑

П

Пассажирские перевозки
"...социально значимые железнодорожные перевозки - перевозки железнодорожным транспортом социальных групп населения и социально значимых грузов, перечень и порядок осуществления которых определяется правительством..."
Извлечение из документа: "Модельный закон о железнодорожном транспорте" (Принят в г. Санкт-Петербурге 23.11.2012 Постановлением 38-15 на 38-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)

Платформа — в широком понимании, коммуникационная и транзакционная среда, участники которой извлекают выгоды от взаимодействия друг с другом.

Платформа (цифровая) — принципиальная конструкция объекта, включающая в себя комплекс частей, подсистем, интерфейсов и технологических процессов, в который включены как неизменные («основные»), так и переменные («периферийные») компоненты, варьирующиеся от ситуации к ситуации.
Извлечение из документа: Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Приказ Росстата от 06.09.2012 N 481 (ред. от 29.08.2013) "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере дошкольного образования, научной и инновационной деятельностью, занятостью населения"

Top↑

Р

Рынок товарный:
"...4) товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;..."
Извлечение из документа: Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "О защите конкуренции"

"...Товарные рынки рассматриваются как система субъектов экономики и их отношений (производителей и потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их отношения), целью которых является обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения..."
Извлечение из документа: Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 № 936 "О комплексной Программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации"

Рынок товаров, работ, услуг:
"...5. Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации..."
Извлечение из документа: "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.01.2020)

Рынок розничный:
"...2) розничный рынок (далее - рынок) - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные;..."
Извлечение из документа: Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"

Top↑

С

Совокупный годовой объем закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году..."
Извлечение из документа: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.02.2020)"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Социально-значимый рынок – это система долгосрочных экономических отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления жизнеобеспечивающих благ и услуг, социальная значимость которых обусловлена высокой степенью охвата потребителей, масштабами создаваемых внешних положительных эффектов и значительной ролью государственного вмешательства в механизм их функционирования.
Шаховская Л.С. «Социально значимые рынки: теория, методология, механизм взаимодействия». Управленец № 7-8 (11-20) 2010, стр. 32)
Также под социально значимыми рынками понимаются рынки, успешное функционирование которых обеспечивает создание инфраструктуры, являющейся основой формирования общего экономического пространства в рамках СНГ, а также оказывающей непосредственное влияние на благосостояние граждан. К числу таковых отнесены рынки пассажирских авиаперевозок, телекоммуникаций, зерна, лекарств, горюче-смазочных материалов, а также розничной торговли. https://www.vegaslex.ru/analytics/publications/the_development_of_competition_on_the_socially_important_markets/

Специализированная электронная площадка в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
"...19) специализированная электронная площадка - соответствующая установленным в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям информационная система, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи и на которой проводятся закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;..."
Извлечение из документа: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.02.2020) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Строительство
"...13) строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);..."
Извлечение из документа: "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 27.12.2019)

Top↑

У

Участник закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
"...4) участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;..."
Извлечение из документа: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.02.2020) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Top↑

Ц

Ценовой алгоритм
Под ценовым алгоритмом в наиболее общем смысле этого понятия обычно понимается программное обеспечение, предназначенное для мониторинга и установления цен в соответствии с заранее заданными параметрами. В настоящий момент российское антимонопольное законодательство не содержит определения понятия ценового алгоритма1. В то же время в одной из версий так называемого пятого антимонопольного пакета было предложено определение ценового алгоритма (Пятый антимонопольный пакет). В частности, под ценовым алгоритмом предлагалось понимать программное обеспечение (программу для электронно-вычислительной машины, совокупность таких программ или программно-аппаратных средств), доступ к которому обеспечивается путем его установки на электронные вычислительные машины пользователя или посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, предназначенное в соответствии с заданными параметрами для мониторинга цен на товарном рынке, расчета цен на товары, установления цен на товары и (или) контроля цен на товары либо совершения действий при участии в торгах. Кроме того, в настоящий момент ФАС России и Ассоциацией «НП «ОКЮР» разработаны рекомендации «О практиках в сфере использования информационных технологий в торговле, в том числе связанных с использованием ценовых алгоритмов». В указанных рекомендациях предлагается определить ценовой алгоритм как программный продукт, используемый для определения цен на товары, с использованием которого осуществляется расчет и (или) установление и (или) мониторинг цен, исходя из параметров, определяемых пользователем алгоритма
Кожина Артюшенко 4 2019 РКПЭ

Цифровизация
"...3) Цифровизация (Цифровое развитие) - процесс организации выполнения в цифровой среде функций и деятельности (бизнес-процессов), ранее выполнявшихся людьми и организациями без использования цифровых продуктов. Цифровизация предполагает внедрение в каждый отдельный аспект деятельности информационных технологий;..." Извлечение из документа: Приказ Минкомсвязи России от 01.08.2018 № 428 "Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"

"...Цифровизация - переход с аналоговой формы передачи информации на цифровую..."
Извлечение из документа: Распоряжение Правительства Москвы от 11.10.2010 № 2215-РП "О Концепции обеспечения жителей города Москвы телекоммуникационными услугами для получения социально значимой информации путем создания условий равного доступа к кабельному телевидению и Интернет-ресурсам"

Под цифровыми платформами принято понимать продукты, с помощью которых осуществляется взаимодействие между потребителями и поставщиками разного рода товаров, услуг и информации (Shelanski H.A. Information, Innovation, and Competition Policy for the Internet // U. Pa. L. Rev. 2013. Vol. 161. P. 1663–1705. (дата обращения: 29.02.2016)). Платформами могут быть как устройства (телефоны, планшеты), так и программные продукты (операционные системы, браузеры) или информационные сервисы (поисковые движки, социальные сети). Функционально цифровые платформы решают две основные задачи: во-первых, играют роль точки входа для потребителей по получению товаров и услуг, выходящих за пределы функциональности самой платформы; во-вторых, предоставляют предпринимателям возможность предложить свои товары и услуги большому числу потребителей.
Цитируется по: Доценко А.В., Иванов А.Ю. Антимонопольное регулирование, цифровые платформы и инновации: дело google и выработка подходов к защите конкуренции в цифровой среде

Цифровая технология - все компьютерные технологии: программное обеспечение и оборудование, которые помогают перевести бизнес-процессы в поле компьютерных вычислений, цифровых данных. Проектирование, управление, контроль и изменение таких процессов в виртуальном пространстве может осуществляться с большей скоростью и эффективностью.

Цифровые технологии сквозные:
"...28) "Сквозные" цифровые технологии - ключевые научно-технические направления, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие рынков. К "сквозным" относятся те технологии, которые одновременно охватывают несколько трендов или отраслей;..."
Извлечение из документа: Приказ Минкомсвязи России от 01.08.2018 № 428 "Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".

Цифровая трансформация - процесс перехода компании на цифровые технологии, который глубоко затрагивает бизнес на всех уровнях. Может сопровождаться перестройкой бизнес-модели, организационной структуры, сменой продуктового фокуса. Это происходит за счет того, что цифровые технологии могут привносить совершенно новое понимания того, что является ключевой компетенцией компании, на чем именно бизнес зарабатывает больше всего прибыли, за что бренд ценится лояльными клиентами, какие методы могут усилить позиции на рынке.

Цифровая экономика - новое качество экономической жизни, вызванное масштабной цифровизацией и иной технологизацией производственных отношений.
Извлечение из работы: Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху: как защищать конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции Галимханова Н.Ф., Тенишев А.П., Хамуков М.А., Семенова Е.В. Москва, 2018

"...р) цифровая экономика - хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг;..."
Извлечение из документа: Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы".

Под цифровой экономикой, согласно определению, предложенному Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) [1], понимаются «рынки на основе цифровых технологий, которые облегчают торговлю товарами и услугами с помощью электронной коммерции в Интернет», или «система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий» (Всемирный банк) [2]. Главными элементами цифровой экономики считают электронную торговлю, электронный банкинг и электронные платежи. Исходя из экономического содержания этого термина, под цифровой экономикой следует понимать производство и оборот товаров, услуг, работ и финансов с преимущественным использованием цифровых технологий и высокой добавленной стоимостью от коммерциализации интеллектуальной собственности.
1.Measuring digital economy. Дата обращения: 19.09.2017.
2. Доклад Всемирного банка «Цифровые дивиденды» за 2016 год. Дата обращения: 19.09.2017.
В. Н. Лопатин Интеллектуальная собственность как ресурс конкурентоспособности России в цифровой экономике, РКПЭ 4 2017 с. 10 (?)

Цифровизация (в контексте экономики) - это переход к созданию добавленной стоимости с использованием все более автономных от непосредственного участия человека производственных и бизнес-процессов, имеющих свойство адаптивности (самооптимизации), основанное на использовании математических моделей (цифровых двойников), описывающих взаимосвязи метрик этих процессов, с преимущественно прямым получением первичных данных непосредственно в местах их возникновения от устройств и датчиков, что позволяет достичь высокого качества данных (актуальность, релевантность, точность).

Цифровое неравенство (digital divide) — это сложившийся термин, исторически означавший неравенство в доступе к цифровым технологиям как таковым (услугам связи, подключению к Интернету и проч.), который теперь охватывает и множество других факторов, определяющих реальное распределение социально-экономических благ в цифровом веке. В большом количестве документов как ООН, так и ряда других международных организаций эта категория всегда понимается гораздо шире и включает неравенство в доступе к знаниям и информации, а также технологиям работы в цифровой среде.
Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху: как защищать конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции Галимханова Н.Ф., Тенишев А.П., Хамуков М.А., Семенова Е.В. Москва, 2018

Top↑

Э

Экономика

Экономика (от греч. oikos - дом, хозяйство и nomos - правило, закон; в совокупности - правила ведения хозяйства) - 1) хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда; 2) наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011)

Экономико-математические модели - описание экономических процессов, объектов, связей с использованием математического аппарата, прежде всего математических уравнений, соотношений; различают факторные, балансовые, оптимизационные, игровые, статистические модели.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011)

Экосистема цифровой экономики:
"...с) экосистема цифровой экономики - партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан..."
Извлечение из документа: Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы"

Электронная площадка в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", соответствующий установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме, за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме.
Извлечение из документа: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.02.2020) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Top↑

Настоящая работа подготовлена за счет средств гранта на реализацию научного проекта No20-010-00773 "Разработка экономических и правовых основ декартелизации российской экономики в условиях интенсивной цифровизации", получившего поддержку РФФИ

Copyright © 2010–2020 ИПРАН РАН.
Все права защищены.

| Об институте | Деятельность | Международное сотрудничество | Публикации | Избранные статьи | Контактная информация |