Сообщение от 23.06.2022 Научно-практическая конференция на тему «Антикоррупционный комплаенс как инструмент суверенизации финансовой системы Российской Федерации» 21 июня 2022 года состоялась научно-практическая конференция на тему: «Антикоррупционный комплаенс как инструмент суверенизации финансовой системы Российской Федерации», организованная Федеральным казначейством совместно с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации, ИПРАН РАН и Академией ПСБ в рамках Всероссийского антикоррупционного форума финансово-экономических органов.
В конференции приняли участие представители Федерального казначейства, Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, ФАС России, Российской академии наук, ИПРАН РАН, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Росфинмониторинга, Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциация «Содружество», высших учебных заведений и делового сообщества.
В современную эпоху развития человечества особенно актуальным является создание благоприятных условий для совершенствования традиционных и выработки перспективных подходов к управлению рисками. Управление рисками обеспечивает предупреждение возможных нежелательных событий, итогом реализации которых является формирование ущерба материального и нематериального характера для какого-либо субъекта.
Наиболее развернуто методология предупреждения рисков в экономике проработана в финансовой сфере по направлению комплаенс, нормативно-правовой основной которых являются документы Центрального банка России и иных регуляторов федерального уровня.
Руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин выступил с приветственным словом и отметил значимость роли антикоррупционной деятельности в устойчивом развитии финансовой системы Российской Федерации.
В ходе конференции участники обсудили вопросы применения эффективного антикоррупционного комплаенса как условия оптимизации государственного управления в сфере экономики, опыт антикоррупционного комплаенса в сфере криптоактивов, требования к информационной базе антикоррупционного контроля, проведение стратегического аудита в сфере государственных (муниципальных) закупок, опыт организации антикоррупционных проверок аудиторскими организациями.
Заместитель руководителя Федерального казначейства Александр Михайлик, подводя итоги конференции, отметил важность осуществления деятельности по противодействию коррупции как на государственном уровне, так и на уровне представителей бизнес-сообщества, а также подчеркнул необходимость проведения подобных конференций в целях распространения положительного опыта борьбы с коррупцией.
Главный научный сотрудник Института проблем развития науки РАН и Института экономики РАН, советник руководителя Федеральной антимонопольной службы проф. С.В. Максимов в своем выступлении предложил пересмотреть традиционные подходы к реформированию контрольно-надзорной деятельности для решения новой задачи, которая была сформулирована в выступлении Президента России В.В. Путина 17 июня 2022 г. на XXV Петербургском международном экономическом форуме «Есть все основания сделать кардинальный шаг: навсегда отказаться от проведения большинства проверок всего российского бизнеса, деятельность которого не связана с высокими рисками причинения вреда» (https://rg.ru/2022/06/17/putin-poruchil-polnostiu-otmenit-bolshinstvo-proverok-biznesa.html). До настоящего времени эти подходы сводились к попыткам детализировать правовую регламентацию проверок, ограничить их число. Однако опыт реализации «регуляторной гильотины» в нашей стране, по мнению докладчика, доказал неэффективность такого подхода для достижения стратегической цели оптимизации государственного контроля в интересах устойчивого социального и экономического развития страны, тем более, в новых геополитических условиях. Решение данной задачи, как считает С.В. Максимов, требует радикальной реформы контрольно-надзорной системы в целом, включая ее структуру, трансформации ее в более компактную самостоятельную ветвь власти, перехода к автоматизированному бесконтактному мониторингу всех объектов контроля (на основе опыта ФНС России и Росфинмониторинга), развития института комплаенса (включая антикоррупционный и антимонопольный) хозяйствующих субъектов в инструмент сертифицируемого самоконтроля, который мог быть стать базовым условие освобождения бизнеса от непрерывного государственного контроля за соблюдением обязательных требований.
Как отметили докладчики, в условиях современных вызов, с которыми столкнулась экономика нашей страны на фоне санкций и беспрецедентного давления на отечественных продуцентов, актуальным является продолжение развития национальной системы управления комплаенс по следующим ключевым направлениям:
1) актуализация методических материалов и внедрение новых дисциплин в экономические специальности для обеспечения выпуска конкурентноспобных специалистов бакалавра и магистратуры, имеющих навыки в данной сфере;
2) создание на базе ВУЗов «полигонов» для изучения и апробации перспективных подходов к управлению комплаенс;
3) решение задачи регулирования доступа к различным базам данных для обеспечения оперативного регулирования рисков при осуществлении государственных закупок, а также в иных сферах, например, противодействия коррупции.
В целом, участниками конференции была отмечена позитивная тенденция развития нормативной правовой базы в направлении регулирования комплаенса в финансовой сфере, включающей, в том числе, лучшие международные практики.
|