ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ НАУКИ РАН
На главнуюПочтаIn English
ИПРАН РАН
Электронное издание Наука за рубежом
Словарь Глоссарий статистических терминов
Глоссарий терминов Глоссарий терминов и определений, используемых при анализе состояния и развития цифровой экономики
Защита и развитие конкуренции

Экспресс-цифра

->24.12.2021
В 2018 г. Россия заняла 46-е место в мире по количеству публикаций в области нанотехнологий в расчете на 1 млрд долл ВВП...
->23.11.2021
Наибольшую часть уникальных научных установок (УНУ) составляют комплексы и установки для физических и технических исследований: стенды и установки для электро- и теплофизических и механических испытаний (23,6%)...



Электронная библиотека

Яндекс.Метрика


Медиа-проекты Института проблем развития науки РАН
Science-TV Facebook Facebook

Избранные статьи за 2021 год

Л.П. Клеева
Роль российской академии наук в решении задач активизации развития в россии человеческого капитала
"В современном обществе челове ческий капитал играет одну из ключевых ролей, будучи значимым фактором развития как народного хозяйства, так и социальной сферы. Если в 1860 г. в структуре национального богатства в развитых странах природные ресурсы занимали 45%, физический (основной) капитал – 33%, а человеческий капитал – 22%, в 1950 г. это соотношение было 20 : 32 : 48, то в 2015 г. доли природных ресурсов и физического капитала составили всего по 10%, а доля человеческого капитала – 80%".

Л.П. Клеева
Последствия современного реформирования отечественной науки
"В статье анализируются основные направления проводимого последние десятилетия реформирова-ния российской науки и прогнозируются результаты такого реформирования".

Л.П. Клеева
Развитие человеческого капитала как часть стратегии социально-экономического развития россии
"В работе исследуется соответствие целей активизации развития человеческого капитала России, понимаемых как преодоление препятствий такому развитию, целевым показателям, характеризующим достижение национальных целей Российской Федерации, определенных в Указе Президента РФ".

С.И. Черных, H.Д. Фролова
Научная и научно-техническая экспертиза: проблемы формирования системы
"Нормативные правовые основы проведения экспертизы в научной сфере заложены в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике», где сказано, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета. На необходимость экспертной оценки результатов проводимых исследований и разработок обращается внимание и в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации".

С.В. Максимов
«Дорожная карта» развития конкуренции в сфере науки (теоретическая модель)
"Исследована предыстория появления идеи разработки и принятия в качестве нормативного правового акта Правительства Российской Федерации «дорожной карты» развития конкуренции в сфере науки. В качестве основной объективной причины принятия такого решения названо формирование западоориентированной и западозависимой модели функционирования российской науки, превращение ее в одного из главных мировых поставщиков «научного сырья» по отрицательной цене".

Е.В. Осипова, Т.Г. Смирнова
Публичные закупки НИР: основные факторы эффективности
"Целью исследования является анализ проблем при проведении госзакупок научных исследований. Авторами проведен сопоставительный анализ результатов опросов госзаказчиков и исполнителей по госконтрактам из числа научных организаций и вузов; конкурсной документации на госзакупку научных исследований по общественным наукам, применяемых для определения победителя критериев оценки. Результаты исследования показали, что существующие в настоящее время подходы к определению эффективности научных организаций не позволяют выбрать эффективного исполнителя госзаказа. Заказчик вынужден принимать решения в условиях высокой степени неопределенности, касающейся как научного потенциала исполнителя, так и определения объема ресурсов, объективно необходимых для достижения поставленной цели.
Заключение — необходима разработка иных подходов к конкурсным критериям".

А.С. Кулагин
О рисках инновационной деятельности
"Проведен анализ организационно-экономических и специфических инновационных рисков, выявлены их причины и факторы, описаны рекомендуемые методы компенсации риска".

С.Ф. Остапюк, В.П. Фетисов
О совершенствовании модели государственного управления в сфере науки, технологий и инноваций
"В статье рассмотрены основные изменения систем управления в сфере науки, технологий и инноваций, задачи, функции и полномочия субъектов управления в связи с принятием новой редакции Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», указов Президента Российской Федерации и ряда иных правовых актов. Предложено создать в структуре Правительства РФ вневедомственный федеральный орган исполнительной власти, основной задачей которого будет организация и координация внедрения достижений науки и технологий в реальный сектор производства. Сформулированы задачи, функции и полномочия такого органа управления".

С.Ф. Остапюк, В.П. Фетисов
О структурных изменениях модели государственного управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью
"Сформулированы вопросы, подчеркивающие необходимость трансформации системы государственного управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью. Приведены положения для формирования возможных сценариев совершенствования системы управления. Показано, что реализация целевого сценария «Стратегии научно-технологического развития России» требует внесения принципиальных изменений в структуру и функции органов исполнительной власти, осуществляющих управление научной, научно-технической и иннова-ционной деятельностью. К таким изменениям отнесено формирование единого государствен-ного межведомственного центра управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью. Приведены возможные альтернативные варианты формирования такого центра при условии сохранения действующих и формирования новых национальных исследовательских конгломераций по приоритетным направлениям научно-технологического развития страны. Сформулированы полномочия, основные задачи, функции и права центра с учетом националь-ных особенностей и накопленного опыта организации научной и научно-технической деятель-ности и внедрения достижений науки. Определены статус, роль и место РАН в системе государ-ственного управления исследованиями и разработками, правоотношения центра с субъектами управления научной и научно-технической деятельностью. Предложено закрепить полномочия и функции такого центра законодательно, в том числе в правовых актах, для его обеспечения".

Е.В. Лущекина
Задачи обновления оборудования научных организаций России
"Определена роль материально-технической базы научных организаций России, приведена оценка состояния материально-технической базы научных организаций, форм ее поддержки, тенденций развития. Проведен краткий анализ организаций, проводящих исследования и разработки. На основе данных государственной статистики проведен анализ тенденций развития материально-технической базы научных организаций за период 2015-2019 годов".

Л.П. Клеева
Роль вузовской науки в решении задач активизации развития в России человеческого капитала
"На основе анализа проблем развития человеческого капитала в РФ были выявлены задачи отраслей науки по активизации такого развития. В данной статье перечень подобных задач сопоставлен с тематическими планами исследований учреждений образования, в частности, Московского финансово-юридического университета МФЮА и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Это позволило сделать вывод относительно участия отечественной вузовской науки в решении проблем активизации развития в России человеческого капитала".

Л.П. Клеева, С.В. Максимов
«Открытая» наука: критический анализ нового проекта ЮНЕСКО
"Предметом исследования авторов является предварительный проект Рекомендации Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) по открытой науке, который был представлен мировому сообществу в конце сентября 2020 года. Согласно проекту Рекомендации, под «открытой наукой» понимается рамочная концепция различных институтов и форм деятельности, направленная на то, чтобы «сделать научные знания, методы, данные и факты открытыми и доступными для всех». По мнению авторов, сделать плоды науки доступными всему человечеству и сделать их достоянием всего человечества — это не одно и то же".

Copyright © 2010–2022 ИПРАН РАН.
Все права защищены.

| Об институте | Деятельность | Международное сотрудничество | Публикации | Избранные статьи | Контактная информация |