05.07.2021 - Разработка гипоаллергенного молока в РФ

Российские биологи использовали клетки коровы, клон которой впервые вырастили в России, для опытов по модификации ее ДНК с помощью геномного редактора CRISPR/Cas9. Эти клетки будут использовать для выращивания нового поколения клонов, пишет пресс-служба Сколковского института науки и технологий. Результаты исследования опубликовал научный журнал Doklady Biochemistry and Biophysics.

"При помощи технологии CRISPR/Cas9 научному коллективу уже удалось "выключить" гены PAEP и LOC100848610, которые отвечают за производство бета-лактоглобулина в организме коров. Полученная линия генетически модифицированных эмбрионных фибробластов будет использоваться качестве доноров при клонировании", – говорится в сообщении.

Год назад ученые из ВНИИ животноводства им. Эрнста, Сколковского института науки и технологий, МГУ и других организаций получила первого для нашей страны жизнеспособного клонированного теленка. Как и других клонированных животных, его эмбрион получили путем переноса ядра "взрослой" клетки в яйцеклетку, очищенную от исходного генетического материала.

"Клонированная телка весом 63 кг родилась 10 апреля 2020 года. Теперь, в возрасте более года, это уже взрослая особь весом 410 кг с регулярным репродуктивным циклом. Первый год мы держали ее с матерью в отдельном помещении, но с мая ее перевели на ежедневный выпас вместе с остальными коровами института", – рассказала Галина Сингина, заведующая лабораторией ВНИИ животноводства им. Эрнста (Подольск).

По ее словам, эксперимент по клонированию коровы был первым этапом более масштабного проекта, в рамках которого ученые планируют использовать геномный редактор CRISPR/Cas9 для создания новой породы коров, молоко которых не будет вызывать аллергии. Для этого ученые планируют модифицировать геном "взрослых" клеток коровы, ДНК которых гораздо проще манипулировать, а затем использовать их геном в процедуре клонирования.

Убедившись, что могут клонировать коров, Сингина и ее коллеги приступили к модификации ДНК донорских клеток, ядро которых должно использоваться для выращивания нового поколения клонов. В их геном ученые внесли два изменения: они отключили гены PAEP и LOC100848610, которые отвечают за производство бета-лактоглобулина – главного аллергенного белка в молоке.

Для этого ученые обработали несколько десятков культур фибробластов исходной коровы при помощи набора из компонентов CRISPR/Cas9, что привело к тому, что примерно 4,4% клеток приобрели обе модификации ДНК. Этого достаточно для отбора фибробластов с нужными изменениями, переноса их ядра в очищенные яйцеклетки и формирования нового поколения клонов этой особи.

Сейчас ученые выращивают стадо из нескольких десятков коров, которые будут вынашивать ГМО-телят на следующей стадии эксперимента. Большое число животных, как надеются биологи, повысит шансы того, что эксперимент завершится удачно и они получат первых российских генно-модифицированных коров, чье молоко будет безопасным для аллергиков.

05/07/2021

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ РАЗДЕЛА «БИОЛОГИЯ»

30.08.2021 - Новый метод защиты лесов создали ученые России и Болгарии

Методику дистанционного мониторинга состояния лесов разработали и испытали ученые Сибирского федерального университета (СФУ) в составе международного коллектива. По словам создателей, предложенный ими метод позволит намного эффективнее управлять лесным хозяйством. Результаты исследования опубликованы в журнале Drones.

Дистанционные...

20.07.2021 - Ученые РФ изучают фауну Императорского хребта

Ученые Национального научного центра морской биологии (ННЦМБ) им. А. В. Жирмунского Дальневосточного отделения РАН на борту научного судна "Академик Лаврентьев" отправились в экспедицию по изучению глубоководных систем Императорского хребта (цепи подводных гор) в Тихом океане. Об этом сообщает в понедельник пресс-служба ННЦМБ.

"Научный...

15.07.2021 - В РФ разработали технологию воссоздания снов

Новая российская технология воссоздания снов поможет при восстановлении после инсультов и коронавируса, рассказал РИА Новости генеральный директор компании "Нейроботикс", участник отраслевого союза NeuroNet Национальной технологической инициативы (НТИ) Владимир Конышев.

По его словам, компания разработала аппаратно-программный комплекс -...

13.07.2021 - Состав подсолнечного масла по ДНК

Молекулярные биологи определили, с помощью каких генетических маркеров можно предсказывать жирнокислотный состав подсолнечного масла. Результаты их работы опубликовал научный журнал BMC Genomics, кратко об этом пишет пресс-служба Сколковского института науки и технологий.

Химический состав и питательность плодов, семян, клубней и листьев...

19.04.2021 - Новый кожный тест на иммунитет к COVID-19 в РФ

В России разработан универсальный кожный тест для определения наличия иммунитета к коронавирусу COVID-19, который не потребует забора крови из вены, он должен появиться в гражданском обороте осенью, сообщила глава Роспотребнадзора Анна Попова.

"Вы знаете, что сегодня огромное количество тест-систем для оценки клеточного иммунитета, для оценки...

26.02.2021 - В ДВФУ исследуют антидот от высокотоксичного яда

Приморские ученые выяснили, что соединения из морского плесневого гриба защищают клетки от высокотоксичного гербицида параквата, против которого нет противоядия, и, возможно, способны усиливать действие некоторых лекарств, сообщает Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ).

Паракват ― высокотоксичное для животных и человека...

27.01.2021 - На Кубани выводят холодоустойчивые сорта чая

Сотрудники Федерального исследовательского центра Субтропического научного центра РАН разрабатывают холодоустойчивые сорта чая на основе коллекции сортов, имеющейся в Краснодарском крае, рассказали РИА Новости в пресс-службе Минобрнауки РФ.

"Адаптационные возможности коллекции сортов чая Camellia sinensis (L.) Kuntze Краснодарского края изучают в...

19.11.2020 - СФУ: стевия войдет в обычный рацион россиян

Технологию эффективного выращивания стевии – популярного и ценного растения для пищевой промышленности – разработали ученые Сибирского федерального университета (СФУ). Растение, как подчеркнули специалисты СФУ, является источником одного из наиболее полезных заменителей сахара, стевиозида, а также имеет массу других полезных свойств. Об этом...

12.11.2020 - Новое средство защиты картофеля от фитофторы в ТюмГУ

Ученые Тюменского государственного университета (ТюмГУ) в составе научного коллектива изучили, как пептидные экстракты лекарственных растений влияют на паразитарные организмы, поражающие картофель. Перспективным для борьбы с паразитами признан экстракт хвоща обыкновенного. Результаты работы опубликованы в журнале "Plants".

Как сообщают...